Музыкальный талисман кино

13.05.2008, 12:44

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

На берегах Невы отмечают юбилей Исаака Шварца. В Большом зале филармонии готовится концерт, посвященный 85-летию композитора.

Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения композитора Исаака Шварца. Он написал музыку более чем к сотне фильмов. Среди них легендарные «Белое солнце пустыни» и «Звезда пленительного счастья». Народный артист стал человеком-легендой и настоящим талисманом для режиссеров.

Биографию и фильмографию композитора изучил корреспондент НТВ Павел Рыжков.

В Большом зале петербургской филармонии готовится юбилейный вечер Исаака Шварца. Композитора прийдут поздравить режиссеры, с которыми он работал. И, несмотря на то, что здесь практически никогда не исполняется киномузыка, прозвучат произведения композитора, созданные специально для кино в исполнении одного из лучших музыкальных коллективов страны — филармонического симфонического оркестра Юрия Темирканова.

Зал бывшего Дворянского собрания для Шварца дорог как место, где 30 с лишним лет назад записывалось самое любимое произведение композитора — музыка к фильму «Звезда пленительного счастья». За пультом был Юрий Темирканов.

Лирическое и в то же время пронзительное музыкальное решение фильма определила тема. Семью Исаака Шварца после ареста отца в 30-х сослали во Фрунзе, где будущий композитор научился играть на рояле и работал тапером. Это и решило его судьбу.

Шварц написал музыку к 118 фильмам. И часто поклонники того же «Белого солнца пустыни» изумляются: неужели и это его, ведь часто музыку к песне «Ваше благородие, госпожа удача» приписывают Окуджаве.

Евгения Татарского покорила совсем не детективная музыка Шварца к фильму «Золотая мина».

Евгений Татарский, кинорежиссер, народный артист России: «Он — художник и у него ребенок. Настоящий художник должен сохранить до старости эту детскость, непосредственное восприятие мира. У Шварца это есть».

Больше всего повезло Сергею Соловьёву, который сделал с композитором больше всех фильмов. Музыкальный дар Шварца всегда поражал режиссера. Композитор спасал даже невыигрышный материал, и в фильме как будто появлялась душа. Акиро Куросава после просмотра первых кадров соловьёвского «Станционного смотрителя» понял, кто будет писать музыку к фильму «Дерсу Узала».

Сергей Соловьёв, народный артист РСФСР, кинорежиссер: «Встреча со Шварцем для Куросавы была совершенно значительнейшей встречей его зрелых куросавовских лет. Она в нем что-то сломала, чего-то перевернула. Но он всегда говорил о Шварце с нежностью».

«Оскар» Куросавы за этот фильм получен во многом благодаря шварцевскому музыкальному мироощущению. Самому композитору приходилось часто отстаивать перед режиссерами творческую свободу, как было с Юлием Карасиком.

Исаак Шварц, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист России: «Мне не нужна музыка, мне нужно то, что я. Я говорю: „Хорошо, я попробую учесть все, что ты хочешь, но давай пиши“. И он начал мне напевать. Я попробовал это записать. Я пробую писать и там все между нот».

Для исполнения на юбилее выбрали академические произведения, а из кино прозвучит только музыка к фильму «Мелодии белой ночи».
Шварц — несветский человек, он уединенно живет на даче под Петербургом, объясняя, что просто в его однокомнатную квартиру не влез рояль.

И продолжает работать для кино, не считая киномузыку легким жанром. В профессиональных кругах кинематографисты его давно считают талисманом кино и определили меру таланта — «один Шварц».

Читайте также