Праздник мира без труда

01.05.2008, 20:14

Видеосюжет: Роман Соболь
Видео программы «Сегодня»

Несколько стран мира отметили 122-летие выступления рабочих Чикаго. В советское время этот праздник назывался Днем солидарности трудящихся и рабочей Пасхой, а сейчас — это День весны и труда. На опустевших улицах Москвы десятки тысяч человек демонстрировали солидарность с выехавшими на дачу трудящимися.

Несколько стран мира отметили 122-летие выступления рабочих Чикаго. В советское время этот праздник назывался Днем солидарности трудящихся и рабочей Пасхой, а сейчас — это День весны и труда. На опустевших улицах Москвы десятки тысяч человек демонстрировали солидарность с выехавшими на дачу трудящимися.

Сегодня большинство на улицы вывели правящие круги: «Единая Россия» и примкнувшая к ней Федерация независимых профсоюзов. Первого мая даже партия власти старается быть слегка оппозиционной.

Корреспондент НТВ Роман Соболь провел день на улице.

У столичной власти непростая задача: коммунисты давно утратили монополию на 1 мая, поэтому сегодня в Москве праздник весны и труда массовыми шествиями отмечали сразу 8 общественных и политических организаций. Поскольку они исповедуют разные взгляды, то требовалось развести колонны демонстрантов во времени и пространстве.

«Единоросы» и Федерация профсоюзов стартовали первыми от Белорусского вокзала и далее по Тверской, миновали памятник Маяковскому, оставили слева статую Пушкина и остановились возле Юрия Долгорукова. Это напротив мэрии.

Сегодня на Тверской площади звучали лозунги экономического и социального характера. Самые популярные — «Людям труда — достойную зарплату» и «Сначала зарплата, а потом квартплата». То есть повышение окладов должно опережать рост цен и тарифов ЖКХ. В этом организаторы митинга видят главное отличие от советского праздника 1 мая, когда трудящимся разрешалось демонстрировать единодушную поддержку курса КПСС.

Эта акция отличается и от однобокой критики левых митингов. Это еще одна возможность наладить обмен мнениями между государством и простыми гражданами, которые хотят, чтобы их услышали.

Юрий Лужков был энергичен и категоричен. Если страна на подъеме, если экономика стабильно растет, отставание в социальной сфере просто непростительно.

Юрий Лужков, мэр Москвы, сопредседатель высшего Совета партии «Единая Россия»: «Позор тому, кто принимает такие решения, когда пенсия после выхода человека на заслуженный отдых становится пенсией нищеты. Мы не согласны с этим».

Когда митинг «Единой России» был в самом разгаре, колонны «Справедливой России» начали собираться на Пушкинской площади. Здесь щедро раздавали желтые майки, а звуковой оркестр поддерживал в демонстрантах дух праздника.

Сергей Миронов, председатель партии «Справедливая Россия»: «Мы никому не позволим, чтобы люди труда жили бедно в богатой и прекрасной России».

Тем временем еще одно шествие пересекало центр Москвы под красными знаменами с портретами Ленина и Сталина. Это коммунисты митинговали на площади Революции. Геннадий Зюганов фотографировался с пионерами и тоже говорил о защите прав трудящихся, а закончил речь политинформацией на международную тему.

Геннадий Зюганов, председатель ЦК КПРФ: «Не дадим в обиду братский абхазский народ и Южную Осетию. Они были всегда с нашей славной Россией. Согласны?»

Жириновский в эти дни тоже обеспокоен мировой нестабильностью. И поэтому его не было на митинге ЛДПР. Кое-что о секретной миссии лидера партии рассказали его соратники. Но митингующим вождя явно не хватало. Жириновскому адресовали общий привет. Этакую вариацию на тему «Пусть всегда будет солнце».

Куда более шумно праздновала «Трудовая Россия». Их было мало, но нехватку голосов компенсировали динамики, транслировали пролетарский рэп.

А последним стартовал весенний марш русских националистов. 100–150 молодых людей шли к телецентру «Останкино», пугая нелегальных мигрантов и гастербайтеров. С учетом специфики этих демонстрантов их охраняли особо. У милиции и военных был многократный численный перевес.

Когда обязательные программы всех митингов была закончена, люди не спешили расходиться. Кто-то танцевал на площади, кто-то играл на гармошке. Участники разных демонстраций постепенно смешивались между собой. Все-таки праздник солидарности, праздник весны.