Мастера разгадывают тайну монастырского кирпича

25.04.2008, 14:37

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Петербургские реставраторы восстанавливают облицовку Казанской церкви. Для того, чтобы вернуть ей облик начала XX века, пришлось вручную изготовить 68 видов кирпичей.

В наше время есть уникальные технологии, позволяющие создавать и сохранять архитектурные шедевры. Например, чтобы отреставрировать Казанскую церковь, специалистам пришлось изготовить 68 видов кирпичей. И каждый из них делался вручную.

Секреты современных реставрационных технологий узнавала корреспондент НТВ Анна Пейчева.

Этот монастырь появился сравнительно недавно в 1905 году. Тогда Казанская церковь смотрелась радостно и неожиданно. В ней сочетались удачно подобранный московский стиль и светлые кирпичи.

За сто лет облицовка храма почернела и потеряла значительную часть своих деталей. Совсем недавно здесь начали первую в истории монастыря капитальную реставрацию.

Лев Кузнецов, генеральный директор фирмы-подрядчика: «Пользователем этого здания была мебельная фабрика. Последствия ее нахождения в церкви соответствующие. Если было необходимо прорубить какой-то вентиляционный или технологический проем, то он прорубался там, где нужно. Затем прокладывались коммуникации и инженерные сети. Все это приходится восстанавливать».

Теперь приходится на каждый кирпичик делать свой собственный чертеж. Долго бились с цветом. Светлые тона — самые сложные для реставраторов. У одного бежевого имеется десятки оттенков.

Технологам пришлось сделать не меньше двадцати образцов, чтобы соответствовать историческому замыслу. Рецепт отправили в Германию. Сейчас немецкая фирма производит новую смесь особого «русского» цвета.

Кирпичи здесь не выпекают, а готовят при комнатной температуре. Замешивают, потом заливают в формы. И обязательно следует особая процедура, знакомая каждой домохозяйке. Кирпичное тесто тщательно проминается, чтобы не было пузырей.

Анатолий Полетаев, технолог: «Через двое суток их вынимают из формы и в течение шести дней увлажняют по три раза в день. Материал набирает прочность, после этого вывозится на объект и устанавливается на места».

Гарантия на кирпичи исчисляется сотнями лет. Но это пока единственная победа последних разработок над секретами начала XX века.

Портал главного входа в храм выполнен из мыльного камня. Это народное название. По-научному он называется талькохлорид. Сейчас лучшие мастера пытаются найти ответ на вопрос, как реставрировать этот материал.

Дело в том, что к мыльному камню, как и к мылу, совершенно ничего не пристает. То есть обычный способ реставрации здесь не подходит, невозможно заменить недостающие кусочки новыми. Так что пока даже самые современные технологии бессильны перед последней тайной старинного храма.

Читайте также