Питерские вязы уничтожает эпидемия

24.04.2008, 14:44

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Над городскими деревьями нависла угроза. Стволы губит голландская болезнь.

Над петербургскими вязами нависла угроза. Деревья уничтожает голландская болезнь, завезенная в Северную столицу 4 года назад, обычный жук-короед и опята. Несколько двухвековых вязов уже погибли. Между тем специалисты обнаруживают все новые и новые больные деревья.

На спасение вязов вместе с ботаниками отправился корреспондент НТВ Илья Федосов.

Большинству вязов в Михайловском саду исполнилось 200 лет. За эти годы деревья пережили русско-турецкую войну, все революции, блокаду, перестройку. И их будут спиливать.

То же самое происходит в других городских садах и парках. Совсем скоро Петербург может остаться вообще без вязов. В садово-парковых хозяйствах поговаривают о загадочной и неизлечимой болезни деревьев, которая пришла в город.

Преподавателям Лесотехнической академии эта болезнь вязов хорошо известна. Голландской ее назвали еще сто лет назад, потому, что первая вспышка активности гриба-офиостома произошла в Голландии. После нее вязов там практически не осталось.

Людмила Щербакова, доцент кафедры зоологии и охотоведения Лесотехнической академии: «Питательные сосуды отмирают и деревья погибают. При этом старые деревья гибнут медленно. Молодое же дерево умирает за одно лето».

Но голландская болезнь не самое большое зло для петербургских деревьев. Страшно то, что ее переносят жуки-короеды, полчища которых прилетели в Петербург с юга.

Два года назад они освоились в парках Царского села, затем переместились в центр города, и сейчас уже точат деревья в северных районах. Ситуация только кажется плохой, — говорят специалисты. На самом деле она ужасающая. В Александровском парке за последний месяц здесь спилили 27 деревьев. В каком состоянии они находились, видно по пням.

Марина Паринова, мастер садово-паркового хозяйства: «С виду все было нормально. Только коры на дереве не было. А как только начали пилить, оно сразу же рухнуло. Это настоящая беда».

В парке у Адмиралтейства представлена полная палитра петербургских вязовых вредителей. Есть голландская болезнь, и жуки-короеды, и, наконец, опята. Те самые, которых жарят со сметаной. Их грибница превращает в пыль сердцевину дерева.

Зараженные деревья нужно уничтожать немедленно. Но чтобы в парке срубить хотя бы один ствол, нужно разрешение комиссии из четырех человек. Пока оформляются бумаги, личинки короедов растут, съедают дерево и перелетают на другое, унося с собой споры голландской болезни. Опенок доедает, то, что осталось.

Людмила Щербакова, доцент кафедры зоологии и охотоведения Лесотехнической академии: «Если из ствола сыпется мука, дерево нужно срочно убирать. Это основной признак того, что ствол внутри жуют. Пока не уберете дерево, жуки перелетят на другое. Эту заразу нужно опережать».

В природе короеды и опята — санитары леса. Они не селятся на здоровых деревьях. У парковых растений тоже есть свой иммунитет, если за ними ухаживать. Если не менять уровень грунтовых вод, прокладывая коммуникации и не нарушать тепловой баланс почвы вокруг корней. Можно сказать, что вязы Петербург уже потерял. На очереди липы и тополя.