Тот, для кого нет загадок во Вселенной

23.04.2008, 21:26

Видео программы «Сегодня»

В Стокгольме в здании Шведской Королевской академии наук вручена одна из самых престижных научных наград — премия Крафурда. Ее и два наших соотечественника.

В Стокгольме в здании Шведской Королевской академии наук вручена одна из самых престижных научных наград — премия Крафурда.

Среди тех, кто удостоился чести получить полмиллиона долларов из рук короля Карла XVI Густава два наших соотечественника. Это математик Максим Концевич и астрофизик Рашид Сюняев. Премию Крафурда по значимости и престижу часто сравнивают с Нобелевской.

Единственное отличие в том, что награды раздаются в тех научных дисциплинах, которые Альфред Нобель не включил в свое завещание. То, что математики или биологи не могут получить мирового признания, в 1980 году решил исправить Хольгер Крафурд.

Основатель крупнейшей медицинской компании и создатель искусственной почки Крафурд организовал специальный фонд, из которого и финансируется его премия. Кроме математики, астрономии, биологии и наук о земле оргкомитет вручает награду еще за исследования в области лечения полиартрита.

Последний раз ученые из России оказывались в списке лауреатов Крафурдской премии 26 лет назад. А сейчас награду получают сразу два наших специалиста. Это — настоящая сенсация.

За несколько дней до церемонии вручения корреспондент НТВ Андрей Шилов отправился в гости к Рашиду Сюняеву.

Академгородок под Мюнхеном. Тут работают уже несколько нобелевских лауреатов, но премию Крафурда (аналог Нобеля по астрономии) здешний ученый получает впервые.

Рашид Сюняев астрофизик лауреат премии Крафурда: «Как Вы объясните 8-летнему мальчишке, что такое черная дыра? Вот есть специальная модель. Там все падает в центр, все идет к этой черной дыре. А когда газ падает по спирали, то одни частицы трутся друг о друга. И при этом выделяется энергия, излучается рентген».

Примерно за это Сюняев получает астрономического Нобеля. Способ разглядеть черные дыры Сюняев с коллегами описал вскоре после окончания московского физтеха. Тогда многое казалось лишь красивой теорией, но нынешние астрофизики — счастливчики. Телескопы уже подтверждают их расчеты.

Михаил Ревнивцев, сотрудник Института астрофизики общества им. Макса Планка ИКИ РАН: «Работы его — основополагающие. Например, одна работа — это самая цитируемая работа в астрофизике вообще».

Сотрудники немецкого Института астрофизики Общества имени Макса Планка встречаются за утренним кофе. Директор пьет чай. Сюняев подписался на работу с условием, что останется и в московском Институте космических исследований. Оба института сочли за честь.

Теоретиков, мыслящих масштабами Вселенной, хочется спросить что-нибудь глобальное. Например, как все началось? Чем все закончится? В институте у Сюняева разработали прогноз, что будет через 5 миллиардов лет или через три.

Рашид Сюняев, астрофизик, лауреат премии Крафурда: «Это удивительное событие — столкновение двух гигантских галактик. Там происходит бурная активность, поэтому неизвестно ничего о нашей судьбе. Нас может оторвать от нашего Солнца. Если люди доживут до такого, то это будет достаточно интересное событие».

Самое интересное, что это сочетается с живой современностью. Сюняев с коллегами готовит космический спутник к запуску уже через 4 года.

Рашид Сюняев, астрофизик, лауреат премии Крафурда: «Наша идея — увидеть, как рождалась современная структура Вселенной. Мы хотим увидеть „роддом“». Где все эти галактики, черные дыры возникали. С помощью телескопов, которые будут на российском рентгеновском спутнике, который называется «Спектр Рентген Гамма».

Орудия исследования прошлого нашей Вселенной — их разработка. Она тоже упоминается в формулировке премии Крафурда российскому ученому.

Рашид Сюняев, астрофизик, лауреат премии Крафурда: «они дают награду даже не за расчет, а за идею. Если идеи неожиданные, никто об этом раньше не говорил, не думал. Когда ты говоришь, что надо идти в эту сторону, тогда уже другие люди начинают работать. Они делают это гораздо лучше, чем ты рассчитал».

Познание бесконечного — образ, который подходит к астрофизику Сюняеву как ни к кому другому. Вот свежий вызов природы современной науке.

Рашид Сюняев, астрофизик, лауреат премии Крафурда: «Теперь появилась темная энергия, о которой неизвестно, что это такое. Темная энергия — это примерно 70% всего вещества во Вселенной. Она имеет отрицательное давление, она расталкивает все. Это удивительно!»

Это воодушевление теоретика перед загадкой природы гарантирует, что через 30 лет исследованная темная энергия станет такой же банальностью, как сегодня черные дыры.

Связанные новости

Читайте также