Прощай, корюшка?

23.04.2008, 18:45

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В акватории Невы и Финского залива уменьшается количество рыбы. Ихтиологи бьют тревогу и говорят, что это сокращение связано с мощным строительством на побережье.

Техногенная экспансия грозит исчезновением многих видов рыбы, обитающих в Неве и Финском заливе. Количество рыбы стало сокращаться после начала строительства морского пассажирского терминала на Васильевском острове.

Парадоксален тот факт, что в положительном заключении Государственной экологической экспертизы проекта сказано: стройка уничтожит привычные места нереста корюшки и это обязательно скажется на популяции рыбы.

В экологической ситуации разбиралась корреспондент НТВ Катерина Правдина.

Сегодня намытая территория будущего пассажирского порта — бывшее южное Лахтинское мелководье. До начала строительства здесь находились так называемые песчаные банки — место, где нерестилась корюшка и откармливались мальки всех видов рыб, обитающих в Неве и Финском заливе.

И если знаменитая корюшка как вид, к счастью, потеряна не будет, то ее количество уже сократилось больше чем в четыре раза. В 80-е годы в заливе улов составлял три тысячи тонн, теперь всего лишь 700. Это официальные данные ученых Зоологического института.

Для ученых-ихтиологов масштабное строительство на побережье — страшное бедствие. Один только терминал на Васильевском острове, где намывные площади составляют 135 гектаров, уничтожает не только будущую популяцию рыбы, но и все живые организмы. В 2004 году в заливе на одном квадратном метре обитало 5 тысяч моллюсков, в 2007 уже 100. Биомасса раньше исчислялась килограммами, теперь граммами.

Краб и ротан. Еще недавно к появлению этих видов вселенцев относились настороженно. Нетипичных для наших мест обитателей или привозят с балластными водами или их необдуманно заносит человек. Но теперь даже рыбка, поедающая мальков, а иногда и взрослых особей, не такая уж угроза. Больше того, даже она не выдержала техногенного давление с суши. Исчезли прибрежные заросли, ушла и заморская рыба. Краб тоже мигрировал. Он добрался уже до Северной Двины.

Марина Орлова старший научный сотрудник Зоологического института РАН: «Мы потеряем настоящее состояние экосистемы. Приобретем что-то новое, которое будет функционально похоже на то, что было. Но это не одно и то же. С моральной, природоохранной и этической точки зрения все происходящее — это плохо».

Говорят, природа не терпит пустоты. Поэтому через несколько лет на место исчезнувшего вида придет другой. Это касается и животных, и растений. Какими будут эти существа, даже ученые не осмеливаются предполагать. Только напоминают: за более чем 300-летнюю историю, Петербург выбросил в воды Невы и залива столько всего, что лучше даже не думать о том, что хранится в этом донном могильнике.

Алексей Неелов ведущий научный сотрудник зоологического института РАН: «Во время дноуглубительных работ донные отложения будут выкапывать и перемещать в другое место. По дороге в воду попадет то, что было захоронено. Твердые металлы, органика и неорганика будут воздействовать на всю экосистему отрицательнейшим образом».

Рыбаки, у которых начался промысел (корюшка уже должна пойти) вспоминают, что в прошлом году брендовой петербургской рыбы совсем не было. В этом сезоне по приметам должно быть больше. Но пока в снасти попадается только мелочь. Может, конечно, еще просто не время.

Еще два года назад прозрачность воды в Курортном районе была около одного метра. В 2007 она уже не больше 50 сантиметров. Если сейчас опустить руку приблизительно по локоть, то пальцы видно плохо. Если учесть, что в природе все взаимосвязано, значит не только корюшка уйдет из этих мест. Здесь не станет лебедей и балтийской кольчатой нерпы.

Читайте также