Пожизненный кошмар Раневской запечатлели в камне

21.04.2008, 16:32

Видео программы «Сегодня»

В Таганроге спорят из-за памятника Фаине Раневской, который хотят поставить актрисе в родном городе уже совсем скоро.

В Таганроге спорят из-за памятника Фаине Раневской, который хотят поставить актрисе в родном городе уже совсем скоро. Автор монумента признается, что было очень сложно найти настоящий образ Раневской. Но в местном музее сомневаются, что памятник артистке должен выглядеть именно так.

Репортаж корреспондента НТВ Михаила Антропова.

Зонтик от солнца по моде 30-х, сумочка в руках, уверенная осанка и волевой взгляд. В этом образе она произнесла фразу, которая моментально стала крылатой. А вот пресловутый Муля, который нервировал ее героиню, на этот раз остался за кадром.

Скульптор Давид Бегалов долго искал именно узнаваемую Раневскую. В какой-то момент он понял, что за сотнями ролей очень сложно увидеть ее настоящую.

Давид Бегалов, скульптор: «Сталин говорил Сергею Эйзенштейну, что на Жарова можно бороду одеть и шляпу, но все равно видно, что это Жаров. А у Раневской нет ни бороды, ни усов, но везде она разная».

Жизнь такой разной актрисы начиналась в провинциальном Таганроге. До сих пор об этом напоминала только скромная табличка на одной из старинных улочек.

Памятник Фаине Раневской установят возле дома, где прошла ее юность. В своих воспоминаниях она написала: «Стою на подоконнике, смотрю в дом напротив, а там веселье, смех, женщины, офицеры…».

Из дверей этого дома она вышла в 1915 году последний раз и больше уже никогда не возвращалась сюда. По замыслу авторов памятник возле этого дома еще и символ возвращения Раневской в родной город.

Однако сложно говорить о том, как бы сама Фаина Георгиевна отнеслась к этому. С отцом (состоятельным нефтепромышленником) у нее были сложные отношения. Она даже откровенно признавалась в своих воспоминаниях, что не любила его.

Николай Заграй, профессор Южного федерального университета: «Отец был против того, чтобы дочь стала актрисой. Это было нереально. А ее талант тянул в область театральной деятельности. Поэтому она ушла без согласия отца».

Раневская вернулась бы в родной город. Ведь она доказала, что ее талант от Бога, но точку в этом вопросе поставила Октябрьская революция. Тогда ее семья покинула Таганрог на собственном пароходе. Возвращаться было некуда.

Татьяна Артюшкина, методист музея-заповедника г. Таганрога: «Однажды она сказала, что ей грех жаловаться на жизнь, потому что ей везло на людей».

Сотрудник местного музея Татьяна Артюшкина о Раневской может рассказывать часами. Считает, что памятник давно нужно было установить, но сомневается по поводу именно этого проекта. Образ, который принес Раневской широкую известность, стал и ее пожизненным кошмаром.

«Не нервируй меня, Муля» — это и мальчишки ей вслед кричали, и даже генсек Брежнев позволил себе такую шутку. Кандидатуру актрисы даже отвергли перед съемками в фильме «Иван Грозный». По мнению руководителей советского кино, дама из «Подкидыша» была неуместна в царской семье.

Татьяна Артюшкина, методист музея-заповедника г. Таганрога: «Это запечатленный в камне один эпизод, который не может полностью раскрыть актера. Может случиться так, что навсегда останется единственный этот образ, а она ведь так многолика».

Памятник Фаине Раневской откроют в начале мая, когда в Таганроге начнется театральный фестиваль имени великой русской актрисы.

Читайте также