Неудачная посадка не повредила космонавтам

19.04.2008, 20:18

Видео программы «Сегодня»

У Маленченко пульс 78 ударов в минуту, у Ли Со Ён и Уитсон — 76. Такой кардиологический бюллетень обнародовали в ЦУПе. О здоровье экипажа МКС беспокоились не зря. Корабль «Союз» возвращался с орбиты по баллистической траектории. Она увела его на 400 километров в сторону от расчетной точки приземления.

У Маленченко пульс 78 ударов в минуту, у Ли Со Ён и Уитсон — 76. Такой кардиологический бюллетень обнародовали в ЦУПе. О здоровье экипажа МКС беспокоились не зря. Корабль «Союз» возвращался с орбиты по баллистической траектории. Она увела его на 400 километров в сторону от расчетной точки приземления.

Дело не в отклонении от курса, а в перегрузках, которые испытывают космонавты. Неподготовленный человек при таких воздействиях в лучшем случае теряет сознание, но экипаж «Союза» чувствует себя нормально. Это лучшая иллюстрация того, зачем космонавтов так долго готовят к полету.

Корреспондент НТВ Анастасия Литвинова передает из ЦУПа.

Они попрощались, пересели в корабль «Союз», задраили люки в 6 утра по московскому времени. Еще три часа космонавты ждали расстыковки в тесном спускаемом аппарате. И только в начале десятого начали спуск на Землю. Кораблем управлял Юрий Маленченко.

Капсулу с космонавтами ждали в казахской степи недалеко от города Аркалык. Около часа дня стало известно, что они приземлились, но при посадке что-то пошло не так. Всех тревожило одно — как чувствует себя экипаж. Их осмотрели медики и в ЦУПе узнали, какой у них пульс.

Виталий Лопота, президент ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С. П. Королёва: «У командира — 78, у Пегги — 76 ударов в минуту сердца, у корейской космонавтки — 76».

То, как приземлился экипаж МКС, мягкой посадкой не назовешь. В ходе спуска капсула «Союз» неожиданно для тех, кто встречал ее на земле, изменила траекторию. В результате космонавты сели на 20 минут позже и за 400 километров от того места, где их ждали. При этом испытали повышенные перегрузки. На Земле их встречали 13 вертолетов и около 200 специалистов.

Анатолий Григорьев, директор Института медико-биологических проблем РАН: «Обычные перегрузки это около 4 единиц, а здесь может быть около 8 единиц перегрузка. Но космонавты готовятся и к таким воздействиям на организм. Опыт показывает, что готовятся они неплохо».

Экипаж опоздал и приземлился не там, потому что капсула «Союза» пошла по траектории баллистического спуска. Известный российский космонавт Сергей Крикалёв шесть раз летал в космос, но ему ни разу не приходилось возвращаться на Землю по такой траектории. Хотя всех космонавтов готовят к этому. Они знают, что такой спуск грозит перегрузками в три раза больше, чем обычно.

Сергей Крикалёв, вице-президент РКК «Энергия»: «Если входим в атмосферу на высоте 100–120 километров, то считаем, что это плавный сход в атмосферу. Мы продолжаем лететь вперед, а траектория управляемого спуска более пологая и более вытянутая. Поэтому улетаешь дальше, а траектория баллистического спуска она более крутая и прилетает на Землю ближе».

Анатолий Перминов, руководитель Федерального космического агентства: «Дело в том, что экипаж на связь при посадке эту информацию нам не дал. А мы об этом знать не могли. И поисковая система спасения не знала».

Шестнадцатый экипаж МКС (Юрий Маленченко и Пегги Уитсон) нес космическую вахту 191 день. На Землю они привезли результаты медицинских, биологических и биотехнологических экспериментов. В том числе и биореактор с выращенными на орбите бактериями. Юрий Маленченко захватил с собой выращенный на станции урожай гороха.

Первая космонавтка Южной Кореи Ли Со Ён провела на орбите только 10 дней, но успела провести 18 экспериментов, записала несколько видеоуроков для школьников. Перед своим стартом на МКС она пообещала, что после возвращения обязательно опишет пребывание на орбитальной станции в своем интернет-дневнике.

Но пока у Ли Со Ён другие заботы. Сегодня космонавты после окончания медосмотра должны прилететь в Москву. Их целый день ждут в Звёздном городке. Здесь с ними очень хотят пообщаться десятки журналистов и специалисты Роскосмоса. Чтобы узнать, что же все-таки произошло. Почему они так неудачно приземлились.

Читайте также