Самая стройная улица парадного Петербурга

18.04.2008, 20:04

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Улице Зодчего Росси исполнилось 180 лет. Ее задумывали как торговую, но взбунтовавшиеся купцы из Гостиного двора не дали идее осуществиться.

Ровно 180 лет назад император Николай I подписал указ о строительстве зданий Министерства народного просвещения и Дирекции императорских театров по проекту Карла России. И 18 апреля считается днем рождения улицы Зодчего Росси.

О том, что было на месте знаменитой магистрали до строительства и от каких идей пришлось отказаться архитектору, рассказывает корреспондент НТВ Алексей Кобылков.

В начале XIX века на этом месте главным образом был пустырь. Хуже того, что прямо здесь находились строения, принадлежавшие двум купеческим женам. Еще была глазная лечебница, а чуть поодаль и вовсе деревянные сараи лейб-кучера Байкова.

Все это находилось между Императорской Публичной библиотекой и Аничковым дворцом, то есть собственным дворцом государя Николая I. Императору все это не нравилось, поэтому проект ансамбля, предложенный Карлом Росси, вызвал у него только энтузиазм.

Александр Соколов, директор Российского государственного исторического архива: «Больше 900 тысяч рублей из 1 миллиона 700 тысяч, которые были выделены, шло на компенсацию за уничтоженные строения. Наверное, это можно сравнить с нынешним строительством олимпийских объектов. Это нормальное цивилизованное решение».

Росси работал над проектами с 1816 по 1832 год. Но даже к тому времени не все было готово. Например, на площади Чернышёва — сегодня площади Ломоносова — вполне мог появиться круглый храм. Судя по всему, архитектор сам отказался от этой идеи. От некоторых других идей его заставили отказаться.

Во многом именно из-за Гостиного двора улица Зодчего Росси появилась такой, какой мы ее видим сейчас. Изначально Карл Иванович Росси планировал сделать там открытые арочные пролеты, чтобы внутри шла торговля. Арки хотели сделать такие же, как в самом Гостином дворе. Однако когда там узнали о возможных конкурентах, то взбунтовались. В итоге идею так и не воплотили.

Историк архитекторы Владимир Высоцкий рассказывает, что изначально вся улица была исполнена в серо-белых цветах. Только после смерти Карла Росси здесь появился желто-белый цвет классицизма. Но основные изменения произошли уже в новое время, когда шум экипажей и цокот копыт сменили автомобильные гудки.

Владимир Высоцкий, историк архитектуры: «Если прийти на эту улицу в воскресенье, когда рабочие исчезают на отдых, тогда ее можно воспринять в том виде, в каком ее замыслил и создал Росси, тихой, спокойной, гармоничной и ясной».

Когда в 1920-х специальная комиссия постановила ежегодно выделять Карлу Росси по 3600 рублей, архитектор учтиво осведомился: «Должен ли я оныя принимать в виду жалованья или по примеру Комиссии для построения правильной площади на чертежные расходы?» Судя по всему, в итоге все ушло на чертежные расходы, поскольку разбогатеть Росси так и не сумел. А настолько идеальной по композиции и красивой улицы больше нет нигде в мире.

Читайте также