Неизвестный русский авангард

11.04.2008, 18:18

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В корпусе Бенуа Русского открылась выставка Юрия Хржановского — ученика Казимира Малевича и Павла Филонова. Графика и живопись из собрания семьи художника бывает редко доступна широкому зрителю.

В корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка Юрия Хржановского — ученика Казимира Малевича и Павла Филонова. Центром экспозиции стала работа «Сибирские партизаны». На выставке представлены графика и живопись из собрания семьи художника, редко доступные широкому зрителю.

Залы экспозиции последовательно обошел корреспондент НТВ Алексей Кобылков.

Портрет молекулы гемоглобина — произведение, с одной стороны, характерное для Юрия Хржановского, а с другой, не очень. Этот художник слишком разный. Достаточно посмотреть на его учителей.

Среди них — Казимир Малевич, Кузьма Петров-Водкин, Владимир Матюшин. Но, пожалуй, наибольшее влияние на него оказал Павел Филонов. Его школа аналитического искусства видна здесь в большинстве работ, а уже в 80-е Хржановский и вовсе создаст эскиз надгробия Филонову, в котором, правда, многие могут не заметить особого пиетета к мастеру.

Евгения Петрова, заместитель директора Государственного Русского музея: «В характере прикосновений к поверхности есть то, что было от Филонова, от аналитической школы. Это подробность, детальность, вырисованность, точечная работа по поверхности холста».

В какой-то момент художник оставил Филонова и ушел в эстраду. Объяснялся поступок двумя вещами. Во-первых, в 30-е заниматься авангардной живописью и зарабатывать ею стало сложно. А, во-вторых, у Хржановского помимо всех остальных талантов, был еще и талант конферансье.

Хржановский обладал абсолютным слухом, умением изображать любого человека и имитировать любые звуки. Так что Филонов почти обиженно заметил: «Он бы лучше подражал самому себе». Плюс к тому Хржановский увлекся мультфильмами. Правда, сыну любовь к ним привить не смог.

Андрей Хржановский, режиссер, сын Юрия Хржановского: «Я мультфильмы терпеть не мог, хотя отец меня затаскивал на студию смотреть мультфильмы. Во-первых, это было единственное честное искусство, где не занимались вылизыванием, а, во-вторых, это было изобразительное искусство в своей основе».

«С 26 декабря приступил к елочному сенокосу и втыкал до 11 января по 5–6 елок ежедневно», — писал он в письмах друзьям. Его игра в Деда Мороза скоро закончится, в 60-е он вернется к живописи. Однако его главной и самой масштабной работой, наверное, так и останутся «Сибирские партизаны». Картина, которую он написал в 23 года, милую собаку на которой написал сам Павел Филонов.

Читайте также