Театральным интерьерам вернут имперскую красоту

10.04.2008, 18:50

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Михайловском театре готовятся к реставрации потолочной росписи и хрустальной люстры зрительного зала.

В Михайловском театре наряду с громкими премьерами сезона готовятся к сложнейшей реставрационной операции. Если срочно не вмешаются специалисты, может быть утрачена авторская живопись Джованни Бузато.

Все подробности у корреспондента НТВ Павла Рыжкова.

В Михайловском театре снова заговорили о реставрации. На этот раз одной из основных задач будет восстановление плафонов зрительного зала. За несколько месяцев, на которые здание закрывалось в прошлом году, эту работу было сделать нереально.

В первую очередь, театр нуждался в новой кровле и инженерных коммуникациях, а потолочная роспись могла подождать. Но сегодня комитет по охране памятников во главе с председателем Верой Дементьевой уже бьет тревогу.

Владимир Кехман, генеральный директор Михайловского театра: «Конечно, это огромная головная боль и, слава богу, что Вера Анатольевна отреагировала и сама сходила к губернатору. Сейчас будет производится реставрация. Это один из самых красивых плафонов, которые я когда-либо видел в театрах. Он называется „Победа светлых сил просвещения и искусств над темными силами невежества“».

Пока аллегорическое изображение светлых и темных сил почти на 400 квадратных метрах поблекло из-за наслоений, оставленных временем. Аварийное состояние плафона хорошо видно с последнего третьего яруса. На холсте, который приклеен к каркасу, за 150 лет образовались разрывы. Но главное, что авторская живопись Джованни Бузато не имеет утрат.

Через полотно венецианца уже откровенно просматриваются элементы каркаса. Для того чтобы спасти монументальную живопись середины XIX века, нужно провести сложные работы по демонтажу большого и малого плафонов.

Людмила Лавриненко, заместитель генерального директора по административно-хозяйственной части Михайловского театра: «В 2007 году мы сделали заключение и на него ориентируемся. Плафон предлагается снять в два этапа. Будет укреплен слой живописи и будет проведена профилактическая заклейка и разметка плафона».

Вместе с реставрацией плафона мастера, наконец, займутся и люстрой зрительного зала. Последний раз серьезные работы по главному театральному светильнику были проведены более 15 лет назад. Тогда ее реставрацией занимался один из лучших мастеров Петербурга.

Глеб Яновский, мастер по люстрам реставрационной фирмы: «Люстра нуждается в реставрации, потому нужна новая проводка, нужно страховать нитки. Хрусталь достаточно тяжелый и нити вяжутся кольцо в кольцо. Все это страхуется тонкой проволокой, которая практически не видна».

Хрустальная люстра появилась в театре практически вместе с плафоном в середине XIX века. Это первый светильник Мариинки, которая тогда еще называлась театром-цирком. Люстра размером 2 метра в высоту и 3,5 метра в диаметре оказалась маленькой для Мариинского театра, но как нельзя лучше подошла для Михайловского.

Она пережила две переделки сначала с масляных горелок на газовые рожки, а затем на электрику. Одна из последних удач реставраторов была связана тоже с люстрой. Светильник XIX века с кобальтовым стеклом мастера получили в удручающем состоянии. Сегодня он украшает фойе театра. Для того чтобы главная люстра и плафон выглядели как в середине XIX века, театр закроет сезон на две недели раньше срока. Реставрация начнется в июле.

Читайте также