Бизнесу научат на школьной скамье

07.04.2008, 20:19

Видео программы «Сегодня»

Российских школьников учат не только математике, русскому, и прочим привычным предметам, но и основам предпринимательства. Причем не в теории, а на практике.

В российских школах — новая тенденция. Детей учат не только математике, русскому, и прочим привычным предметам, но и основам бизнеса. Причем не в теории, а на практике.

Ученикам, пожелавшим стать предпринимателями, педагоги помогают открыть свое дело. Считается, что такой опыт позволяет ребенку лучше раскрыть свои способности и получить знания, которые точно пригодятся в жизни.

Как показывает опыт, эта воспитательная идея, зародившаяся на Западе, хорошо приживается у нас. Россия уже вышла на второе место в мире по числу юных бизнесменов. Корреспондент НТВ Айрат Шавалиев познакомился с некоторыми из них.

Прежде чем начать стричь купоны, нужно научиться стричь овец. Покорная мохнатая овца поможет заработать школьнику Роману его первый рубль. В руках подростка — и жизнь животного, и судьба школьного бизнеса.

У воспитанников сельского интерната, решивших организовать свое дело, выбор был невелик: любители фауны — направо, любители флоры — налево. Последние, поставившие на картофель, не прогадали. Ребята составили бизнес-план, правильно угадали спрос и «наварились» на неудачах конкурентов.

Богдана Осипова, вице-президент школьной компании школы-интерната имени А. А. Католикова: «Мы предполагали продавать картофель 10 рублей за килограмм, но поставили 16, был неурожай. Поэтому у нас выручка была выше почти на 20 тысяч рублей».

Девушка Богдана и картошку сама сортирует, и обязанности вице-президента школьной компании выполняет. В ее подчинении — два десятка человек и вся финансовая ответственность. Взрослые смотрят не свысока, а со стороны.

Раиса Максимова, преподаватель экономики школы-интерната имени А. А. Католикова: «Дети реально сталкиваются с такими понятиями, как спрос, предложение, бизнес-план. И, конечно же, очень хорошо, когда есть результат».

Некоторые дети про благородные металлы знают даже лучше учителя: во время перемены они из школьников превращаются в продавцов и потребителей.

Виктория Кучерова, руководитель фито-кафе: «Здесь у нас обслуживающий персонал есть, который является также вице-президентами по финансам, вице-президентами по маркетингу».

11-классница Виктория — хозяйка чайного салона. В атриуме своей школы в московском Южном Бутове она организовала фито-кафе, удачно угадав нарождающийся спрос.

Виктория Кучерова, руководитель фито-кафе: «XXI век является веком здорового образа жизни, веком экологии. И люди стремятся быть здоровыми. Действительно, существует очень много разных кафе. Однако аналогов фито-кафе в Москве нет».

Младшие классы предпочитают каркаде, учителя, разумеется, успокаивающие чаи на травах. Чашка горячего напитка стоит около 20 рублей.

Виктория Кучерова, руководитель фито-кафе: «Мы зарабатываем на товарообороте 5 тысяч, но это все уходит на травы».

На другом этаже работает цех по производству открыток — ребята скоро собираются выходить на широкий рынок. Со второго класса в этой школе учат детей сводить концы с концами, то есть дебет с кредитом. Не школа выживания, а настоящая школа жизни.

Рецепт приготовления школьного бизнеса может быть разным. Чаще всего это инициатива взрослых учителей, иногда желание самих детей заработать себе настоящих денег на карманные расходы. В любом случае, считают педагоги-психологи, получающийся коктейль не только приятен для школьников, но и весьма полезен.

Весь школьный бизнес в России зародился 15 лет назад благодаря академику Велихову, поддержавшему тогда международную программу «Достижения молодых». Теперь Россия по числу юных предпринимателей на втором месте в мире — 700 тысяч детей по всей стране примеряют таблицу умножения к законам рынка.

Нина Кузнецова, исполнительный директор Международной организации «Достижения молодых»: «Предпринимательские навыки — это инициативность, деловитость, предприимчивость, наконец, ответственность. А в какой профессиональной деятельности они не нужны?»

Минусов у детского предпринимательства вроде и нет, говорят психологи. Просто школьный бизнес раньше времени проявит индивидуальные особенности человека, и не обязательно положительные.

Анатолий Северный, президент Ассоциации детской психиатрии и психологии: «Имеется в виду стремление подавить других, неоправданное стремление к лидерству. Существует также угроза поведения „вот я богатый, я все могу, а вы там ничто и будете мне тапочки приносить“. Но это вообще свойство, в первую очередь, именно подростковой психики».

Первоклассник, младший брат юной бизнесвумен Виктории, любит машинки. И, как кажется маме, это уже не детский интерес, а экономический.