«Маленький принц» оказался в центре скандала

07.04.2008, 21:15

Видео программы «Сегодня»

Российское авторское общество потребовало убрать со сцены отечественных театров спектакли по знаменитой сказке Сент-Экзюпери, если те имеют вольную трактовку.

В театральных кругах сегодня обсуждали скандальную новость. Российское авторское общество потребовало убрать со сцены отечественных театров спектакли по знаменитой сказке Сент-Экзюпери «Маленький принц», если те имеют вольную трактовку.

Со ссылкой на наследников французского писателя отныне постановки должны идти без музыки, в костюмах, приближенных к эскизам автора, а главную роль должен исполнять ребенок.

Вслед за российскими актерами и режиссерами этой инициативе удивились и сами наследники Экзюпери. Оказывается, ни о каких запретах речи не шло: французская сторона лишь попросила указать театры, в афише которых значится «Маленький принц», и описать эти постановки.

Как выяснил корреспондент НТВ Сергей Морозов, эта репертуарная трагедия все больше напоминает фарс.

Картинка летчика и маленького принца, похоже, всем известна с детства. Спектакли по знаменитой сказке Антуана де Сент-Экзюпери шли в десятках театров десятки лет, и решение что-то в них изменить вызвало такой скандал, что теперь все от этого решения открещиваются.

Кто отдавал указание, не понятно, но некоторые театры на всякий случай уже решили убрать «Маленького принца» из репертуара. Так, раньше в питерском «Театре юного зрителя» Маленький принц мог любоваться закатами, как ему хочется. Теперь от него требуют делать это строго по процедуре.

Российское авторское общество, ссылаясь на потомков Экзюпери, потребовало: одеть принца ближе к авторским эскизам, музыку убрать, 7 процентов валового сбора перечислять наследникам и, наконец, сделать так, чтобы главного героя играл мальчик моложе 14 лет.

Последнее предписание актриса Ирина Соколова выполнить никак не могла, хотя в роль Маленького принца вжилась настолько, что даже в жизни говорит похоже.

Ирина Соколова, актриса: «Может быть, не будь этого произведения, какой-то маленький кусочек из калейдоскопа судьбы выскочил бы. Я что-то потеряла бы. Поэтому я говорю: читайте, дети, читайте. И берегитесь Баобабов».

ТЮЗ Северной столицы не стал выполнять поправки, пьесу просто убрали из репертуара.

По данным Российского авторского общества, «Маленький принц» идет сейчас в 20 российских театрах, и Общество намерено твердо отстаивать интересы наследников Экзюпери. Если театр не станет выполнять требования правообладателя, то возможно рассмотрение судебного запрета на нелицензионное использование произведения по иску правообладателя.

Все дело в том, что с января в действие вступил новый Гражданский кодекс, по которому срок охраны авторских прав продлен до 70 лет после смерти автора. Правда, наследники самого французского писателя говорят, что не требовали от России таких жестких мер.

Игорь Шамраев генеральный директор Российского представительства наследников Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы сначала следили за ситуацией с недоумением. А когда речь вообще зашла о том, что что-то запрещают, да еще питерский спектакль был снят со сцены после 18 лет, мы, конечно, были в шоке.

Нам не сразу удалось дозвониться до семьи наследников. А когда мы это сделали, выяснилось, что французы даже не в курсе каких-то запретов и требований, предъявляемых российским спектаклям „Маленький принц“».

Российские чиновники утверждают, что пересылали театрам те предварительные требования, которые получили от французских чиновников. А те, в свою очередь, от издателей. Издатели во Франции не поддерживают эту версию.

Фредерик Массар, специалист по соблюдению авторских прав издательства «Галлимар» (Gallimard): «Мы попросили Российское авторское общество предоставить нам информацию о театрах, которые ставят спектакли по этому произведению, а также о самих постановках.

Речь не идет о каких-то специальных требованиях, и ни в коем случае о запрещении театральных постановок. Есть лишь пожелания, но они не обязательны. Наоборот, мы приветствуем разные театральные подходы. Главное, чтобы они не искажали основного смысла произведения».

Внучатый племянник автора даже отметил, что в Японии принца играют взрослые женщины, а в Германии — мужчины, и это приемлемо. Но Петербургский кукольный театр получил вполне конкретные, хоть и совершенно невыполнимые указания.

Руслан Кудашов, режиссер-постановщик спектакля «Маленький принц»: «Необходимым и самым важным условием ставится то, что маленького принца должен играть ребенок, не достигший 14 лет. И во Францию должна быть отправлена фотография с указанием адреса ребенка. К тому же в спектакле не должно быть никакой музыки».

Если все это были только пожелания, к чему отнести тогда авторские отчисления? К кому должны были пойти 7 процентов сборов, если наследники их не просили? Ведь известно, что во всем мире торговля сувенирами с символикой «Маленького принца» приносит ежегодно десятки миллионов евро.

Читайте также