«Охота» невезучей Карлы

03.04.2008, 21:35

Видео программы «Сегодня»

В Милане прошла презентации книги, которая еще до выхода в свет вызвала международной скандал — помешать ее изданию тщетно пытались власти Сербии.

Сегодня в Милане прошла презентации книги, которая еще до выхода в свет вызвала международной скандал — помешать ее изданию тщетно пытались власти Сербии. Речь идет о многостраничном опусе бывшего обвинителя Международного трибунала по Югославии Карлы дель Понте. Название — скромное: «Охота: я и военные преступники».

Дель Понту называют «самым невезучим прокурором современности» — все ее громкие дела закончились провалом. Судя по тексту, у самой мадам тоже накипело. Она приводит такие цитаты и такие факты, что возникает лишь один вопрос — что же вы раньше молчали?

Корреспондент НТВ Андрей Шилов ознакомился с мемуарами.

Мемуары Железной Карлы, главного прокурора Международного трибунала для бывшей Югославии. Прокурор Гаагского трибунала Карла дель Понте ушла в отставку в декабре, а книга ее мемуаров выходит в апреле.

Это прекрасное доказательство того, что в Гааге много всего про всех знают, особенно если речь идет главном конфликте послевоенной Европы — войне на Балканах. Всем досталось: и сербам, и косоварам, и натовцам. А сама Карла дель Понте комментариев не дает, сидит послом Швейцарии в Аргентине.

Один из шокирующих эпизодов — пересказ со ссылкой на журналистов информации о том, что 300 человек из Косова, Албании, России и других славянских стран были похищены в Косове, убиты, а их внутренние органы изъяли и отправили в европейские больницы. Дель Понте не называет подозреваемых. Следствие таки велось, но тела с удаленными органами не были найдены.

«Учитывая характер преступлений, плюс то, что ни одно тело погибших от рук Армии освобождения Косова не было найдено при эксгумации в Косове, и тот факт, что эти страшные действия были произведены при поддержке руководства лидеров Армии освобождения Косова среднего и высшего уровня, — преступления должны быть расследованы по возможности подробнее профессиональными следователями и экспертами», — пишет Карла дель Понте.

Замечания Дель Понте возмутили родственников погибших в Косове. Они говорят, что знали об этом и раньше, но их никто не слушал.

Симо Спасип, президент Ассоциации семей погибших и пропавших в Косове: «Почему она молчала и шесть-семь лет ничего не делала? А теперь говорит, что наших детей, братьев и родителей продавали на органы. Мы подали жалобу в суд на Карлу дель Понте, хотим обвинить ее в бездействии. Почему она не сказала об этом ни Гаагскому трибуналу, ни международным организациям раньше?»

В 400-страничной книге — подробный рассказ о работе Гаагского трибунала, часто бесплодной.

«Глава сербской разведки Булатович рассказывает мне (…), что следователи проверяют медицинские документы Младича, чтобы определить его местонахождение через контакты с его врачами. Жалуется на отсутствие сотрудничества со стороны военных. Говорит (…), что следят за женой разыскиваемого (…) генерала Здравко Толимира, с которым Младич может прятаться вместе», — рассказывает Дель Понте.

Узнав о готовящейся книге, недовольные власти Сербии решились на неслыханное — обратились в ООН с просьбой остановить публикацию. Бесполезно.

Бруно Векарич, официальный представитель Прокуратуры Сербии по военным преступлениям: «Пока не пойманы все разыскиваемые по обвинениям Гаагского трибунала, обнародовать эту информацию неправильно. Предание гласности секретных переговоров принесет только ущерб, обвиняемые так и не будут пойманы».

Поиск военных преступников в Сербии Дель Понте зовет «театральным», но винит в этом всех.

«Я обратилась к г-ну Тенету (директору ЦРУ), говоря, что в рамках закона Соединенных Штатов мы должны обмениваться информацией и работать вместе с разведками других стран, в частности, Франции, Англии и Германии: „Если вы не собираетесь делать что-то, то по крайней мере вы должны поддержать наши усилия“. „Послушай, мадам, — ответил Тенет, — мне ***, что ты думаешь“», — пишет Карла.

Когда главного обвинителя буквально посылают, неудивителен вывод, что международное сообщество не заинтересовано в поимке военных преступников, впрочем, как и в расследовании многих других преступлений.

Читайте также