Вот такая в ЖЖ свобода слова

31.03.2008, 21:03

Видео программы «Сегодня»

За решением городского суда Сыктывкара с трепетом следил почти весь российский Интернет.

За решением городского суда Сыктывкара с трепетом следил почти весь российский Интернет. От приговора зависит насколько спокойно (и свободно) могут ощущать себя миллионы юзеров, которые ведут или оставляют комментарии в сетевых дневниках и форумах. Савва Терентьев, которого и судят в Сыктывкаре, поплатился именно за комментарий.

В сообщении он нелицеприятно и грубо отозвался о местной милиции. Выяснилась, что местные правоохранительные органы тоже сидят в Интернете. К Терентьеву пришли с повесткой и ордером на обыск.

Теперь Савву обвиняют по уголовной статье «О разжигании вражды и унижении достоинства». Корреспондент НТВ Владислав Сорокин наблюдает за процессом.

Слушания судебного дела, которое расследовалось целый год, начались и сразу закончились. Процесс перенесли, потому что в нем не хватает едва ли не самого главного — экспертного заключения.

Назовите имя, дату рождения, адрес проживания — стандартная судебная процедура. Нестандартно другое. Причина, по которой Савва Терентьев попал на скамью подсудимых.

Год назад в одном из интернет-дневников 22-летний музыкант оставил комментарий, который следствие расценило как «направленное на возбуждение ненависти либо вражды, также на унижение достоинства человека по признакам принадлежности к какой-либо социальной группе». «Социальная группа» — это сотрудники милиции. Именно об их действия Терентьев и высказался так резко.

Сергей Романович, следователь Следственного отдела по Сыктывкару: «Он предлагал уничтожать ментов, сжигать их по одному в печи, которая должна располагаться на площади. Там много было оскорблений в адрес сотрудников милиции».

Сразу четыре эксперта долго анализировали текст автора Терентьева и кодекс. Они пытались понять, попадает ли такое высказывание под определение о разжигании ненависти или вражды.

Юрий Шабаев, эксперт: «Что касается текстологического анализа, то это элементарная ксенофобия — ненависть к чужим. Они выделяются по этническому, расовому признаку или социальному — не важно. Все дело как раз в экспертизе. Следователи провели лингвистическую, а адвокаты сегодня настаивали на социогуманитарной».

Владислав Коснырев, адвокат Саввы Тереньтева: «Социогуманитарная экспертиза — это вообще нонсенс. Есть заключение эксперта-лингвиста, оно будет исследоваться».

Но суд сегодня неожиданно отказал сразу обеим сторонам. Экспертизу обвинения не приняли из-за того, что она была проведена с нарушением уголовно-процессуального законодательства. Адвокатам отказали в проведении независимой экспертной оценки, сослались на тот же УПК.

Скорее всего, суд еще раз попросит разобрать комментарий пользователя Терентьева, но уже других знатоков русского языка. Сам подсудимый сегодня публично извинился перед всеми честными милиционерами. Якобы негатив он писал лишь о тех, кто берет взятки.

В университете, где когда-то учился Савва, соглашаются, что стоило избрать более дипломатичный язык. Но Савва всегда был эксцентричным молодым человеком, он по-другому не мог.

Диана Шуляк, старший преподаватель кафедры английского языка Государственного педагогического университета г. Сыктывкар: «Он был максималистом. Он думал, что мы сейчас — демократическая страна. И у нас здесь свобода слова, потому он может выразить свое мнение. Наверное, он это сделал в слишком резкой форме».

Теперь в интернет-дневнике Терентьева больше места занимают картинки, а текст и мысли на злобу дня — отсутствуют. Для миллионов российских блоггеров дело Терентьева интересно не с лингвистической точки зрения. В интернет-дневниках попадаются высказывания и похлеще. Особенно когда речь идет о национализме.

Всех волнует другое. Ведь ни ЖЖ, ни другие блогги средствами массовой информации не признаны. В Минпечати им лицензию не выдавали, а вот как насчет доступности и публичности?

Если Терентьева признают виновным, значит ли это, что блоггеры перед тем, как оставить комментарии в чужом даже дневнике, должны будут сверяться со всеми российскими кодексами. Да и потом не убирать далеко от монитора. Мало ли, а вдруг пригодятся?

Читайте также