Дублер Невы грозит экологической катастрофой

28.03.2008, 15:21

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Питерские ученые предлагают построить судоходный канал, который сможет снизить транспортную нагрузку с Невы. Однако при этом могут погибнуть уникальные природные уголки на Карельском перешейке.

Нева не справляется с нынешним объемом судоходства. У петербургских ученых уже есть проект решения проблемы. Специалисты предлагают построить дублер реки. У этой идеи достаточно сторонников и противников.

В нюансах революционного проекта разбирался корреспондент НТВ Антон Давыдов.

О том, что в XXI веке им придется проектировать судоходный канал, в Университете водных коммуникаций уже и не думали. Казалось, скоростных железных дорог, авиалиний и трубопроводов достаточно для доставки грузов.

Но водная артерия с громким именем дублер Невы, соединяющая Балтику с Ладогой, все же необходима. Чем раньше она появится, тем лучше. Поэтому искать решение ученым пришлось, учитывая два параметра, деньги и время.

Михаил Колосов, профессор кафедры гидротехнических сооружений: «Длина канала составляет 140 километров, но 90% озера — это уже готовый водный путь. Нам остается только поставить гидроузлы на узких перемычках».

По мнению специалистов, наиболее экономически выгодный и экологически безопасный путь проходит от Выборга до поселка Соловьево. Данная трасса позволит разгрузить Неву. Сейчас по реке проходит до семи миллионов тонн грузов в год.

Однако в опасности окажутся озера почти заповедной зоны Северо-Запада. К тому же и маршрут не нов. Еще в начале XIX века инженеры начали его освоение. Нынешняя попытка станет четвертой по счету.

Идея строительства судоходного канала, пережившая царей, всех председателей ЦК и двух президентов, вряд ли понравится любителям отдыхать на Карельском перешейке. Владельцы дач класса «люкс» наверняка сделают все возможное, чтобы у их берегов не проходили нефтетанкеры. Да и братство любителей экстремального отдыха не разойдется у Лосевской протоки с кораблями водоизмещением в несколько тысяч тонн.

Полигон для тренировок каякеров и байдарочников — самое узкое место проекта, признаются создатели. Если откроют дорогу суднам с винтом, то всем, кто здесь ходит с веслом, придется уйти. К такому повороту не готовы даже местные жители, привыкшие к сезонным соседям.

Сергей Аверьяненков, представитель школы каякинга: «Место достаточно уникально, потому, что такого объема воды в окрестностях Санкт-Петербурга нет. Если здесь будет большое судоходство, естественно произойдет запрет, как и на всех больших реках».

Геннадий Котов, владелец дачи у реки Вуокса: «В этом месте проходят ежегодные соревнования. К нам приезжают со всей России и из-за границы. Люди здесь отдыхают. А если пойдут корабли, то Вуоксу загадят».

Об отдыхе на озерах и протоках придется забыть, уверяют экологи. Во время прокладки канала, здесь будет стройплощадка. Что будет после, защитники зеленого мира сказать точно не могут. Шансы на затопление или осушение территорий равны да и само по себе вторжение в природу непозволительно.

Юрий Шевчук, председатель Санкт-Петербургской общественной организации «Зеленый крест»: «Флора и фауна пострадают невосполнимо. Близ Вуоксы пройдет мощная строительная техника, здесь не останется ничего живого. Невосстановимый ущерб нанесут лет на 10–15. Потом, конечно, природа восстановит биоценоз, но он будет уже не тот. Место сосен займет осина».

Рассуждать о том, что можно и чего нельзя при строительстве дублера Невы, будут в Агентстве по морскому и речному транспорту. Туда передан проект. Поэтому на вопрос, смогут ли петербуржцы отдыхать на Карельском перешейке, ответ дадут москвичи.

Читайте также