Мастера закулисья, без которых нет театра

27.03.2008, 18:38

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербурге отмечают Международный день театра. Артисты учредили Театральный кубок по футболу, а работники сцены собирают декорации и ставят свет.

В Петербурге отмечают Международный день театра. В связи с профессиональным праздником актеры Северной столицы впервые учредили Театральный кубок по футболу.

По словам Ивана Краско, между театром и футболом было всегда много общего. Здесь всегда главенствовал принцип «Один за всех и все за одного». Среди команд-участниц Кубка — коллективы из БДТ, Михайловского и Александринского театров, а также из «Балтийского дома», театра сатиры на Васильевском и театра имени Ленсовета. Первый турнир пойдет на берегах Невы 31 марта на стадионе в Коломягах.

Между тем почти всегда остается за рампой работа монтировщиков сцены, декораторов, художников, вахтеров и бутафоров. В каком театре Петербурга самый большой цех монтировщиков, зачем в БДТ прикармливают кошек и сколько времени нужно, чтобы собрать декорации к спектаклю «Война и мир»?

Секреты петербургского закулисья узнавал корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Дора Зеликовна служит в театре Комедии уже 65 лет и последние 18 в качестве вахтера продолжает участвовать в творческом процессе. Юную киевлянку во время эвакуации в Душанбе пригласил работать сам Николай Акимов.

Сегодня бывший осветитель впервые вошла в новую регуляторную. Компьютеризированное оснащение вызвало растерянность у Доры Зеликовны: вручную было надежнее. Бывает, что актеры путают слова, которые являются сигнальными для служб и могут возникнуть заминки. Так, в 50-х в «Дон Жуане» пришлось притушить свет, а несрифмованный текст развеселил публику.

Дора Шухман, вахтер: «Вместо алых губ у него получилось чего-то другое алое. В общем, тогда он нас всех насмешил».

Художник по свету Михаил Меклер считает, что театр — место, где от гениального исполнения до полного провала один шаг. Главное, чтобы его не сделать в оркестровую яму.

Однажды именитый художник из Москвы хотел доказать, что накрахмаленный тюль в опере «Князь Игорь» сойдет за облака, главное умело подсветить. Но Меклер отвечал, что это невозможно, даже если поработать над тканью аэрографом.

Михаил Меклер, главный художник по свету Михайловского театра: «Часов пять задувал аэрографом. Но как было, так и осталось. В конце концов, режиссер сказал, чтобы декорацию сняли. И так спектакль идет до сих пор».

Завхозу Михайловского театра Игорю Пенкину приходится отвечать не только за сохранность интерьеров и создание комфортных бытовых условий для коллектива, но даже за банальную чистоту. Поэтому выход кошки на сцену во время поклонов в опере Россини «Золушка» для Пенкина чуть не стал настоящим кошмаром.

Игорь Пенкин, заведующий хозяйственной частью Михайловского театра: «Сразу зритель оживился, когда увидел животное. Артисты сообразили быстренько и обыграли. Солист взял кошку и подарил Золушке».

В отличие от Михайловского в БДТ мастера закулисья продолжают прикармливать кошек. Сам Товстоногов однажды, наблюдая за мучениями животного, во время репетиции прокричал: «Кто-нибудь поможет беременной кошке взобраться на сцену?»

Сегодня в бутафорской живет Дуся. Хозяин мастерской Борис Смирнов — признанный в театральных кругах мастер. Однажды для Резо Габриадзе он сделал по старинной технологии рыцарскую перчатку. Чтобы вывезти реквизит, похожий на эрмитажный раритет, во Францию, потребовалось вмешательство дирекции театра.

Борис Смирнов, бутафор БДТ им. Г. А. Товстоногова: «Наивысшая оценка моего труда то, что перчатку, в конце концов, украли. Думали, что она настоящая».

Самый большой и квалифицированный цех монтировщиков в Мариинском театре. 60 человек работают в три смены. Декорации к опере «Война и мир» собирают почти сутки. В «Фальстафе» нужно не только подвесить потолок, но и выкатить на сцену автомобили.

И на гастролях монтировщики строго по графику собирают декорации на любой сцене мира. Но бывают и курьезы, как в «Свадьбе Фигаро» в прошлом сезоне, когда под ванну поставили не те ступеньки.

Олег Малыкин, заместитель заведующего постановочной частью Мариинского театра: «Наконец, артисты запели, и ванна поехала. Так что им пришлось петь и удерживать эту ванну, чтобы она не съехала в оркестр».

Портал сцены Мариинского театра скрывает от публики пульт режиссера, ведущего спектакль. С помощью этого оборудования можно не только дать звонок в фойе, занавес, вызвать артистов на сцену, но и найти любого важного сотрудника закулисья, без которого спектакль может не состояться.

Читайте также