Легендарный Арлекин — в Москве

27.03.2008, 17:14

Видео программы «Сегодня»

В Международный день театра в российской столице открывается фестиваль «Золотая маска».

В Международный день театра в российской столице открывается фестиваль «Золотая маска». За престижную премию в этом году будут бороться 130 номинантов. Это почти в два раза больше, чем в прошлом. Откроет форум театр «Пикколо» из Милана.

Итальянцы привезли знаменитый на весь мир спектакль «Арлекин, слуга двух господ». Постановка не сходит со сцены более 60 лет. Уже полвека под маской паяца неизменно скрывается актер Феруччо Солери. Его еще называют «человек без возраста». Корреспондент НТВ Анастасия Денисова посмотрела лучшую комедию.

Клубничное мороженое, которое ешь тысячью ложек. Так итальянские критики называют этот спектакль. В Италии он вызывает восторг уже 60 лет. Так долго и успешно идет на сцене. По мнению газеты «Нью-Йорк таймс» (The New York Times), из персонажей «Арлекина, слуги двух господ» вышли герои вроде Гомера Симпсона.

Комедия дель арте — жанр из XVI века уже стала антиквариатом. Но именно оттуда современный комический театр берет свои приемы. Наивный и услужливый шут Арлекин — это маска с идеально выверенным списком черт. Его шутки не поразят новизной, но именно поэтому они и рефлекторно смешны.

Феруччо Солери, исполнитель роли Арлекина, лауреат «Золотой маски-2»: «В моей жизни только одна маска — Арлекина, но только на сцене».

Актера Феруччо Солери давно занесли в энциклопедии. Вот уже больше сорока лет он играет Арлекина. Когда в конце спектакля он снимает маску, публика не верит глазам — коленца выделывал 80-летний старец.

Феруччо Солери, Феруччо Солери, исполнитель роли Арлекина, лауреат «Золотой маски-2»: «Единственное, что роднит меня с Арлекином — это простодушие: мы оба очень наивны. Еще оба умеем любить жизнь. А вообще, конечно, люди мы разные».

Культовый спектакль создал именитый итальянский режиссер Джорджо Стрелер, опирался на пьесу Карла Гольдони. В 1947 году он этой постановкой открыл один из лучших театров Европы — «Пикколо» в Милане.

Интересно, что Стрелер требовал от актеров полного подчинения. За лишнее движение пальцем или не ту интонацию в готовом спектакле актера могли выгнать из труппы.

Франко Бонавера, исполнитель роли Бригеллы: «Моя работа в том, чтобы совершенную режиссерскую партитуру передать публике. Я должен прочувствовать роль, но лишь для того, чтобы соблюдать рисунок максимально точно».

Франко Бонавера — это новый Арлекин легендарного спектакля. Он заменит маэстро Солери, который доигрывает последние вечера. Нынешнюю гастроль в столице можно считать прощальной для великого актера. А вместе с Солери Москва будто прощается с театром прошлого века.

На актерах в этом спектакле — не золотые маски, а кожаные, но постановка «Арлекин, слуга двух господ» является абсолютной драгоценностью мирового театра. 60 лет восторга критиков, а главное зрителей. О таком современные театры могут только мечтать.

«Арлекин» открывает нынешнюю «Золотую маску» — как беспрекословный шедевр. В самом же фестивале 52 спектакля и 136 номинантов. Через три недели станет ясно, кто вслед за Феруччо Солери получит свою «Золотую маску». А вот кто станет легендой, от премии, увы, не зависит.

Читайте также