Полгода с момента крушения Boeing 777 в Донбассе: семьи погибших теряют терпение и подают в суд

17.01.2015, 09:28

Видео программы «Сегодня»

Сегодня ровно полгода со дня крушения на востоке Украины малайзийского Boeing 777. Обломки самолета рухнули у поселка Грабово, фрагменты разлетелись на десятки километров вокруг. Погибли все 298 человек, находившиеся на борту. Несмотря на участие в расследовании экспертов сразу нескольких государств, в деле о катастрофе по-прежнему много неясного.

Спустя полгода после крушения Boeing в Донбассе единственным опубликованным официальным документом о расследовании остается сентябрьский доклад голландского Совета по безопасности, который ограничился выводом: «самолет разрушили неизвестные объекты, наделенные высокой энергией». На выяснение того, чем именно сбили лайнер и кто, комиссия попросила еще время.

С тех пор к новостям об официальном расследовании можно было отнести только ноябрьские события. Тогда обломки самолета под Донецком загрузили в вагоны, а некоторые из них с разрешения следственной группы разрезали и распилили. Это у российских экспертов вызвало недоумение.

Олег Сторчевой, заместитель руководителя Росавиации: «Фрагменты самолета являются вещественным доказательством. Любое их повреждение уменьшает шансы установить причины произошедшего. Выкладка самолета имеет важное значение. А частичная выкладка — это частичная картина повреждений».

Несколько месяцев в команду следователей по делу о катастрофе не могли пробиться представители Малайзии, которой принадлежал лайнер. При этом малайзиским властям дали понять, что это связано с нейтральной политической позицией Куала-Лумпура. Генпрокурор Украины еще в августе заявил, что Киев договорился с Нидерландами, Бельгией и Австралией о неразглашении информации о ходе расследования. В октябре глава СБУ лишь обмолвился: ищут главное вещественное доказательство, но никак не могут найти.

Валентин Наливайченко, председатель СБУ: «Украинским следователям надо найти то, чего не хватает. А не хватает обломков конкретной ракеты конкретного Бука, тогда будет доказано, кто именно будет нести ответственность за компенсации родственникам».

До сих пор нет никакой информации и о патологоанатомических экспертизах и об исследованиях металлических фрагментов, найденных в телах погибших. Это во многом и позволит определить тип ракеты, попавшей в самолет. Обещанные Вашингтоном высокотехнологичные доказательства вины ополчения пока так и остаются на уровне июльских дискуссий журналистов с представителями Госдепа.

Об имеющихся снимках запуска ракеты «земля — воздух» в момент падения самолета заявляли и в Киеве, и в Вашингтоне. Но, судя по всему, эти фото так и не появились у следователей. Главный прокурор по делу «Боинга» Фред Вестербеке в октябре немецкому журналу Spiegel заявил, что версию атаки ракетой «воздух — воздух» с другого самолета следователи не отбрасывают.

В австралийской и голландской прессе все чаще появляются интервью адвокатов родственников погибших: кто-то из них мирится с тем, что информации о расследовании минимум, кто-то намекает на затягивание по политическим причинам. Несколько человек уже обратились с исками, не дожидаясь финала расследования. Например, немецкий профессор права Эльмар Гимулла взялся представлять интересы трех семей, чьи близкие погибли. Он считает, что в этой истории вина лежит на украинских властях.

Эльмар Гимулла, адвокат: «Понятно, что ни одно правительство в мире не может контролировать повстанцев, но Украина обязана была закрыть свое воздушное пространство над боевыми районами, однако сделано это не было».

В декабре три немецких издания и эксперты одной голландской компании, занимающейся независимыми расследованиями, сообщили, что из предварительного официального доклада Комиссии голландского Совета по безопасности почему-то исчезла строчка об ограничении воздушного пространства над Донбассом из-за сбитого еще 14 июля самолета Ан-26. Украинские диспетчеры в день катастрофы вели там лайнеры на высоте 10 километров. В голландском правительстве на это ответили, используя размытую формулировку: строчку убрали во избежание различий в версиях промежуточного отчета.

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также