Возвращение легенды

22.03.2008, 21:55

Видео программы «Сегодня»

В Большом зале московской консерватории впервые после очень долгого перерыва звучит легендарная скрипка «Экс-Вьетан».

В Большом зале московской консерватории впервые после очень долгого перерыва звучит легендарная скрипка «Экс-Вьетан». Это уникальный инструмент работы Джузеппе Гварнери. Мастер сделал скрипку в середине XVIII века. Все это время она находилась в частных коллекциях, а недавно ее приобрел бизнесмен из России. Инструмент доверили настоящему мастеру.

Корреспондент НТВ Дмитрий Новиков был среди тех, кто увидел и услышал скрипку еще до концерта.

Он буквально не выпускает ее из рук. Скрипке — 276 лет. Он бережно протирает ее тряпочкой и перебирает струны. Когда еще придется сыграть скрипачу с мировым именем израильтянину Цукерману на скрипке итальянца Гварнери? Это о ней великий бельгийский композитор Вьетан в своих письмах позапрошлого века отзывался как о страстной и нежной. Получившая его имя скрипка по-прежнему сводит с ума.

Елена Васильева, артистка Большого театра: «Восторг, упоение, забываешь обо всем. Просто входишь в совершенно иной мир».

И тайну ее такого почти трехвекового звучания по-прежнему пытаются разгадать.

Владимир Стрельцов, артист Большого театра: «Безусловно, старинные мастера знали некий секрет, который до сих пор так и не найден. Но с другой стороны, состав дерева — это химия. Волшебство и химия».

До начала концерта менее часа. Музыканты разминаются, а скрипку используют вполголоса. Скрипач Цукерман — единственный, кто получил доступ к старинной скрипке. Да и то только на время выступления в Москве.

Хозяин инструмента — российский миллионер Максим Викторов.

Купив эту скрипку, он побил прежний рекорд. До сего дня самой дорогой скрипкой мира считалась «Хаммер» работы Антонио Страдивари. На аукционе «Кристис» (Christie’s) ее продали за 3,5 миллиона долларов. «Экс-Вьетан» обошлась в два раза дороже.

Максим Викторов, бизнесмен: «Эта скрипка здесь звучала в те времена, когда в России был колоссальный подъем искусства».

В России ее не слышали уже больше ста лет. В кулуарах говорят о подъеме современного искусства.

Михаил Швыдкой, руководитель Федерального агентства РФ по культуре и кинематографии: «Это событие очень о многом говорит. Во-первых, у россиян есть деньги, чтобы покупать такие скрипки. Во-вторых, они не боятся их привозить в Россию. В-третьих, они не боятся их публично демонстрировать. Это говорит о доверии».

Цукерман о скрипке успел узнать все: как звучит, как идет смычок по струнам, даже где надо нежнее, чтобы заполучить ее наиболее чистый голос. Но о цене самого инструмента скрипач узнал от нашей съемочной группы. Сумма его не удивила.

Пинхас Цукерман, скрипач: «А сколько бы вы заплатили за Софи Лорен, Пикассо, Рембрандта? Бесконечно много. Здесь то же самое. Мы не должны переводить искусство в плоскость цифр. Этот инструмент связан с другой сферой — искусством».

Скрипка знаменитого мастера Джузеппе Гварнери до 2008 года находилась в одной из европейских частных коллекций. Как это часто бывает у коллекционеров, под семью надежными замками. Если в течение последних семи десятилетий на ней что-то и исполнялось, то только очень узкому кругу лиц.

Читайте также