ЦДХ придавило «Апельсином»

20.03.2008, 21:08

Видео программы «Сегодня»

В Москве разгорается скандал вокруг Центрального дома художника — циклопического монстра брежневской архитектуры, стоящего на берегу Москвы-реки.

В Москве разгорается скандал вокруг Центрального дома художника — циклопического монстра брежневской архитектуры, стоящего на берегу Москвы-реки. Собственники здания — Третьяковская галерея и Международная конфедерация союзов художников — заявили, что не допустят сноса ЦДХ и строительства на его месте нового комплекса.

Проект под названием «Апельсин», разработанный при участии Нормана Фостера, недавно представили на Каннской выставке недвижимости. В возможном тендере готова участвовать и небезызвестная компания «Интеко», возглавляемая женой московского мэра Еленой Батуриной.

Корреспондент НТВ Егор Колыванов разобрался, кто и чем недоволен.

Гигантское здание на набережной открыли для публики в 1979 году. Гордость архитектора, это был один из крупнейших в мире музейных комплексов.

Николай Сукоян, главный архитектор выставочного комплекса: «В целом площадь составляет 54 тысячи квадратных метров вместе со всеми вспомогательными и другими помещениями. Для сравнения можно сказать, что это примерно пять нынешних Третьковок».

В наши дни здесь ежегодно проходит около 300 различных художественных мероприятий, не говоря уже о постоянной экспозиции искусства ХХ века. Одна треть здания на Крымском валу принадлежит Международной конфедерации Союза художников, которая является правонаследницей Союза художников СССР. Другие две трети занимает Государственная Третьяковская галерея, и эти площади принадлежат правительству России.

Впервые о реконструкции здания заговорили семь лет назад. Но тогда ни один из 10 предложенных проектов не был одобрен. На прошлой неделе в Каннах на выставке недвижимости компании «Интеко» и «Архитектор нормфостер» представили проект «Апельсин». Вскоре появилась информация, что построить его собираются на месте ЦДХ на Крымском валу.

Норман Фостер, архитектор: «Хочу обратить внимание на внешнюю отделку здания — цвета могут меняться в зависимости от того, в какую сторону оно будет направлено. Основной акцент в этом комплексе сделан на зеленый парк вокруг.

В распадающемся на пять долек „Апельсине“» предусмотрены выставочные площади для ЦДХ и Третьяковской галерее, а также офисы, гостиницы и жилые апартаменты. Конфедерация Союза художников и Третьяковка в открытом письме выразили озабоченность тем, что храм культуры перепрофилируют в коммерческий жилой комплекс.

Масут Фаткулин, председатель исполнительного комитета Международной конфедерации Союза художников: «Одно дело, если снос происходит для того, чтобы построить еще более красивое здание опять же выставочного центра и музея. Такое бы развитие событий мы бы, наверное, приветствовали. Но если снос для того, чтобы построить совсем другое, не культурное место, то с подобным мы, конечно, не согласны».

Директору Третьяковской галереи внешний вид здания тоже не нравится, но внутри абсолютно устраивает. Тем более недавно здесь установили современную систему кондиционирования и увлажнения воздуха. Его больше волнует другое. Если строительство «Апельсина» все же одобрят в правительстве, то куда девать коллекцию современного русского искусства?

Валентин Родионов, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи: «Чтобы музей перевезти даже в какое-то другое место, потребуется довольно много времени. Ведь мы не можем поехать в помещение, которое не имеет музейного климата, пожарной и охранной сигнализации».

Для «Интеко» проект «Апельсин» давно созрел. Президент компании Елена Батурина и вице-президент Олег Солощанский, путешествуя по Объединенным Арабским Эмиратам, пришли к выводу: Москве не хватает концептуальных зданий.

Но осуществление проекта возможно только по всем правилам. Должен быть объявлен конкурс на реконструкцию, в котором «Интеко» примет участие и может победить, а может и нет.

Олег Солощанский, вице-президент компании «Интеко»: «Мы предлагаем оставить ядром комплекса музей современного искусства и не менять ни в коем случае ту функцию, которая сегодня на этом участке присутствует. Мало того, мы предлагаем ее расширить примерно в два раза относительно сегодняшних площадей и увеличить площадь, передаваемую в собственность нынешним пользователям, Третьяковской галереи и Союза художников».

Пока обмен мнениями между «Интеко», ЦДХ и Третьяковской галереей происходит на страницах прессы. Возможно, личная встреча могла бы устранить назревающие противоречия, в основе которых недопонимание.

Читайте также