Печальные итоги иракской пятилетки

20.03.2008, 14:47

Видео программы «Сегодня»

20 марта 2003 года ракеты войск коалиции обрушились на территорию Ирака. Но «маленькой победоносной войны» не получилось.

20 марта 2003 года ракеты войск коалиции обрушились на территорию Ирака. Три недели потребовались союзникам, чтобы захватить Багдад. Но «маленькой победоносной войны» не получилось.

Спустя 5 лет в Ираке каждый день гибнут люди: и мирные жители, и военные. Официальный Лондон — ближайший соратник США по коалиции — уже признал, что операция в Ираке была ошибкой. А Вашингтону приходится формулировать все новые оправдания для продолжения этой войны.

Итоги иракской «военной пятилетки» — в материале корреспондента НТВ Андрея Аскоченского.

С тех пор как пять лет назад на Ирак посыпались американские бомбы и ракеты, инициаторы войны хотя бы определились с официальным ответом на вопрос, зачем это было сделано. Искали, да так и не нашли иракское оружие массового поражения. В красках расписывали, как потом выяснилось, несуществующие связи Хусейна с «Аль-Каидой».

Наконец определились: просвещенный Запад решил осчастливить иракский народ свержением тирана и демократическими ценностями. В прошлом претензии к Саддаму не мешали Соединенным Штатам иметь с ним дипломатические отношения, открывать кредитные линии и поддерживать в войне с хомейнистским Ираном — призрак Исламской революции казался куда страшнее любых репрессий и пресловутых газовых атак против курдов.

Допустим, политической конъюнктуре свойственно меняться. Другой вопрос — как именно изменился Ирак после свержения Саддама в 2003 и приуроченной к новогодним шоу казни бывшего лидера в самом конце 2006 года.

Житель Ирака: «Пять лет разрухи и страданий! Где улучшения? Где безопасность, о которых нам рассказывают по телевизору? Они лгут нам, запершись в своей „зеленой зоне“!»

Безработица, нехватка продуктов и лекарств. Кровопролитные теракты то у суннитских, то у шиитских святынь, перманентный парламентский кризис. Сепаратизм на юге. Последовательная партизанская война против новой власти и международного контингента: налеты на муниципалитеты и полицейские отделения, нефтепроводы и линии электропередач, дорожная война против иракской и западной бронетехники. Жестокие расправы с заложниками.

По оценкам американского командования, в стране действуют до 40 тысяч активных боевиков сопротивления и около 200 тысяч тех, кто им содействует. То-то в 2003 году все удивлялись, куда это растворилась саддамовская армия! Впрочем, это стало ясно уже в 2004-м, когда восстания заполыхали в так называемом «суннитском треугольнике», в шиитских городах и даже в некоторых районах Багдада.

«Блестящая иракская операция», как ее вчера назвал Джордж Буш, на данный момент обошлась американскому бюджету уже в 504 миллиарда долларов. Это и сама война, и военные поставки, и восстановительные проекты, которые по идее должны были оплачиваться из доходов от иракской нефти. Но по сведениям сенатских комитетов, эти деньги — на сегодняшний день до 50 миллиардов в год — уходят куда угодно, только не в Ирак. Впрочем, работающим в Ираке подрядчикам все равно, кто платит.

По данным на конец прошлого года, основные контракты в Ираке — у шестерки американских нефтяных, строительных и инжиниринговых гигантов: «Халлибёртон», «Бехтель», «Парсонс», «Флюор», «Луис Бергер», «Вашингтон Интернешнл». Вплоть до начала войны именно они были основными спонсорами республиканской партии Буша, перечислив за несколько лет в общей сложности около четырех миллиардов долларов.

У «Бехтель» с «Халлибёртоном» вдобавок хорошие связи в Белом доме. Последнюю, например, долгие годы возглавлял не кто иной, как нынешний вице-президент Дик Чейни, сохранивший после перехода на государственный пост 45-миллионный пакет акций компании и получивший солидную компенсацию от нее же.

Еще до взятия Багдада «Халлибёртон» получил 7-миллиардный контракт на восстановление иракской нефтянки. Но учитывая общую стоимость иракской программы, прошедшую военно-финансовую десятилетку закрывают в жирном плюсе все шесть компаний.

Читайте также