Сокровищница русского искусства празднует юбилей

19.03.2008, 12:42

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Государственный Русский музей отмечает 110 лет со дня открытия. В честь юбилея вход для посетителей свободный.

Сегодня Государственный Русский музей отмечает 110 лет со дня открытия. В честь юбилея открываются двери для свободного посещения грандиозного собрания отечественного искусства. Появление каждого шедевра в коллекции всегда сопровождали ожесточенные споры. Даже работы Карла Брюллова когда-то называли вульгарными.

За чем сегодня охотятся сотрудники музея и какие картины вскоре назовут шедеврами? Ответы на вопросы накануне юбилея находил корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Издевательства огнем, ножом и краской над казначейшей Тропинина в исполнении Сергея Бугаева в 1990 году многие не оценили. Сегодня работы эпатажного мастера современности Сергея Бугаева — одна из самых ярких в отделе новейших течений.

Идея собрать объекты так называемого дикого искусства возникла еще в 80-е. Теперь можно увидеть работы ранних «митьков» и того же периода Флоренских, и живопись Тимура Новикова, и абсолютно новое для мира течение — некрореализм.

У современного искусства всегда были сторонники и противники. Отдел собирает, изучает и систематизирует самые неожиданные арт-объекты современности.

В фондах отдела новейших течений Русского музея можно найти и вовсе необычные экспонаты. Например, один из экспонатов стилизован под обыкновенный фонарный столб с настоящими объявлениями. И художник не поленился переписать: «Определю в надежные руки щенков от английской лайки. Есть телефон». Или такое объявление: «Даю уроки игры на шестиструнной гитаре». Кстати, сам столб фарфоровый.

Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея: «Мы стали частью мирового художественного процесса и это обязательно, хотя нельзя отрицать и традиционное искусство. Вообще, все отрицание — это остатки нашей идеологической дикости, потому что любое качественное искусство и искусство вообще имеет право на существование».

На протяжении всей истории Русского музея спорили о признании или непризнании произведений почти напротив каждого экспоната. Даже знаменитую картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи» критики посчитали некогда колористически вульгарной и назвали за это холст яичницей.

Григорий Голдовский, и. о. заместителя директора по научной работе, заведующий отделом живописи XVIII-XIX веков Государственного Русского музея: «В особенности впечатляет центральная часть композиции, где прямо бьющая в глаза ярко-желтая драпировка в сочетании с синим. Таких колористических открытий до Брюллова русская живопись не знала».

Идея создания коллекции русского искусства витали в воздухе с окончанием войны 1812 года. Главным инициатором стал страстный коллекционер Александр III. Правда, указ о создании музея подписал и прошелся в качестве первого посетителя Николай II.

Начинался музей с одного Михайловского дворца, 40 сотрудников и 400 экспонатов. Сегодня ежегодных посетителей насчитывается свыше одного миллиона, 2 тысячи работников и 400 тысяч произведений искусства. И сегодня примеров появления таких огромных мономузеев в мировой практике нет.

Владимир Гусев, директор Государственного Русского музея: «Сегодня Русский музей — это и 30 гектаров зеленой территории в центре города, и 15 зданий, из них 6 дворцов. Но главная задача музея — это собирание, изучение и показ коллекции».

Русский — это живопись Репина, Сурикова, Боровиковского — первых художников России за последние 250 лет. А золотая утварь представляет тысячелетие русского искусства. В юбилей Владимир Гусев делится планами о реконструкции главного входа, чтобы открыть для постоянной экспозиции сокровища золотой кладовой. Последний раз посетители их видели на 100-летие музея.

Читайте также