В Карелии не утихают споры вокруг фигуры Карла Густава Маннергейма. Один из местных жителей предложил установить памятник финскому маршалу.
В Карелии не утихают споры вокруг фигуры Карла Густава Маннергейма. Общество раскололось надвое после того, как один из местных жителей предложил установить в республике памятник финскому маршалу.
Из Карелии репортаж корреспондента НТВ Александра Щербы.
Небольшой карельский поселок Шуя в скором времени может прославиться, а затем стать местом конфликта совсем не районного масштаба. Один из депутатов местного парламента, выкупив часть земли, планирует установить памятник Карлу Густаву Эмилю фон Маннергейму.
Памятник Маннергейму планируется установить в небольшом поселке в 15 километрах от Петрозаводска. Сейчас это частная территория и здесь находится то ли культурный центр, то ли фазенда, то ли кафе.
Согласно легенде, генерал Карл Густав Маннергейм бывал в этих местах неоднократно. Здесь располагался штаб финской армии. Депутат Владислав Грин историк по образованию уже знает, как будет выглядеть будущий памятник Маннергейму.
Владислав Грин, автор идеи установки памятника К. Г. Маннергейму: «Это уже пожилой человек, который осуждает сам себя. Он выел себя за поле критики. У него немного опущена голова, расстегнута шинель. Генерал будто чувствует свою вину, для него будто закончены все войны».
В этой модели Карл Маннергейм изображен уже пожилым человеком, но Владислав Грин проникся уважением к полководцу, когда тот был еще в начале своей блестящей карьеры. Слава русского оружия ковалась в том числе и талантом этого военачальника. В первую очередь, во время
Владислав Грин, автор идеи установки памятника К. Г. Маннергейму: «Никто не помешает мне установить памятник там, где захочу. И я это непременно сделаю».
Местный краевед Василий Лукьянов считает установку памятника кощунством. В Заонежье (это часть Карелии, которая граничит с Финляндией) проживают тысячи людей. Они хорошо помнят финскую компанию Второй мировой войны. Здесь каждая деревня была лагерем с тяжелейшими условиями труда.
Светлана Лагодская, бывший малолетний узник канцлагерей: «Утром встанем, чашку воды выпьем и на работу. Мы съели всю траву около дома. А после того, как ввели комендантский час, было нельзя выходить».
На работу призывалось почти все население. Несогласных или заподозренных в помощи партизанам отвозили в местную тюрьму. Как правило, это был самый большой дом в деревне. Один из них до сих пор сохранился.
Василий Лукьянов, краевед: «На втором этаже сидели следователи, палачи, а на первом находилась тюрьма, было 18 камер. Ночами заключенных расстреливали в лесу и даже живых закапывали. Патронов на всех не хватало».
Всего на каторжные работы в годы войны было привлечено 22 тысячи человек из 28, проживавших на территории Заонежья. У многих из тех, кто остался в живых, сегодня даже нет статуса «бывший малолетний узник».
Большинство лагерей не входили в сеть петрозаводских концентрационных лагерей. Поэтому никто не вел никакой статистики. Это значит, что пожилые люди не могут пользоваться положенными льготами, хотя прошли через такие же трудности, как и другие узники. Установку памятника Маннергейму они наверняка посчитают еще одной несправедливостью.
Читайте также
- Возмущенные казаки встретили иностранных дипломатов в урочище Сандармох
- Суд в Карелии признал преступления финских оккупантов геноцидом
- Дайверы нашли старинный якорь недалеко от Валаама
- У Валаама обнаружен ладожский «Титаник»
- Старинные пристани помогут установить дату основания монастыря на Валааме
- В центре Петрозаводска пылает гостиница «Северная»