Долгая дорога к прописке

13.03.2008, 21:23

Видео программы «Сегодня»

Конституционный суд начал проверять, соответствует ли Основному закону запрет прописываться на дачах.

Сегодня Конституционный суд начал проверять, соответствует ли Основному закону запрет прописываться на дачах. С просьбой рассмотреть это дело обратились несколько краснодарцев.

Им было отказано в регистрации, потому что дома, в которых они постоянно проживают, построены на садовых участках. Ожидается, что суд вынесет решение в течение месяца.

На первом слушании побывал корреспондент НТВ Александр Калинин.

Может ли садовый дом стать официальным и постоянным местом жительства? Сегодня такой вопрос впервые в истории отечественного законодательства рассматривал Конституционный суд России. Повод — обращение шестерых жителей Краснодара.

Юрий Шулевко — один из шести. В 2002 году он продал свою квартиру в Хабаровске, переехал с семьей в Краснодар и купил там дом с земельным участком. Решил зарегистрироваться, но в паспортно-визовой службе ему отказали, сославшись на первую статью закона о садоводческих объединениях граждан.

Гадис Гаджиев, судья Конституционного суда РФ: «Садовый земельный участок — это земельный участок, предоставленный гражданину с правом возведения жилого строения без права регистрации и проживания в нем».

Термин «жилое строение» здесь ключевой. Именно такой статус сейчас имеет дом Юрия. И именно поэтому в нем нельзя зарегистрироваться. Чтобы это произошло, жилое строение должно превратиться в жилой дом. Разница такова: дом должен соответствовать требованиям, которые строению выполнять не обязательно.

Во-первых, владелец должен жить в доме постоянно. Во-вторых, дом должен находиться в черте города. В-третьих, в доме должны быть все необходимые для жизни коммуникации: свет, вода, канализация. В-четвертых, помещение должно быть отапливаемым. В-пятых, дом должен иметь фундамент, то есть быть недвижимостью в полном смысле слова. И в-шестых, дом должен соответствовать всем нормам и требованиям безопасности.

Дом Юрия всем этим требованиям отвечает. Загвоздка в том, что по новому Жилому кодексу, перевести жилое строение в статус жилого дома нельзя. Последствия этого казуса эксперт Лариса Щенникова видит каждый день — садовое товарищество расположено под окнами ее квартиры.

Лариса Щенникова, заведующая кафедрой гражданского права Кубанского государственного университета: «Одно называется „жилой дом“, другое называется „жилое строение“. Один гражданин прописан и зарегистрирован, потому что он живет в жилом доме, а другой не имеет соответствующей регистрации, потому что он проживает в жилом строении».

Оказывается, до 2007 года смена статуса из строения в дом была возможна. Те, кто не успел это сделать, теперь могут оказаться в той же ситуации, что и Юрий.

Юрий Шулевко, истец: «Закон о садоводстве, оказывается, у нас главнее, чем все права гражданина, даже чем Конституция».

Представитель президента в Конституционном суде считает, что закон о садоводческих объединениях просто не может содержать в себе запрет на регистрацию. Хотя бы потому, что это совсем не его задача.

Михаил Кротов, полномочный представитель президента РФ в Конституционном суде РФ: «Запрет на регистрацию мог бы содержаться либо в Конституции, либо напрямую в Законе о праве граждан на передвижение».

Представители Госдумы и Федерального собрания считают, что вся проблема в невнятности формулировки федерального закона о садоводческих объединениях. Вместо того чтобы признавать целую статью неконституционной, они предлагают внести в нее коррективы. В Федеральной миграционной службе это предложение поддерживают. Какое решение примет суд, станет известно в течение месяца.

Читайте также