Ярмарка для настоящих ценителей слова

12.03.2008, 21:44

Видео программы «Сегодня»

Свою продукцию на книжную выставку в Москву привезли около тысячи издательств.

Новинки отечественной литературы с сегодняшнего дня можно увидеть на ВВЦ. Там, в одном из павильонов, открылась крупнейшая в России книжная выставка.

Свою продукцию на нее привезли около тысячи издательств. Представляя самое лучшее, они стараются опровергнуть расхожее мнение о том, что сейчас в стране читают слишком мало.

В последние годы Россия вернула себе место в пятерке стран-лидеров книгоиздания. Причем если раньше рекордными тиражами отличалась лишь беллетристика, то сейчас растет интерес к серьезным произведениям.

Корреспондент НТВ Сергей Морозов выяснил, каковы самые свежие тенденции книжной моды.

Интересно посмотреть, как за последние годы изменилась книжная ярмарка. Повсюду — цифровые экраны, книги на дисках. В дизайне господствует конструктивизм.

Но если посмотреть на те книги, которые продаются, то можно увидеть возврат к прежней литературе, к большому чтению прежних лет. Книжная мода радикально изменилась: массовый роман в яркой обложке смотрится как китайский пуховик, а творцы высокой моды в литературе спустились с вершин и делают продукт повседневного спроса.

Павел Басинский, литературный критик, журналист: «Лет пять назад эта пропасть вообще была непроходимой. Серьезные писатели жили отдельно, а те, кто писали боевики, любовные, дамские романы, — отдельно. Причем эти самые романы и боевики писали даже не писатели, а вообще не известно кто. Сегодня все-таки, мне кажется, и издатель, рассчитывающий на массового потребителя, стал более разборчивым».

Массовые издательства по-прежнему наступают, но теряя тиражи. Теперь, чтобы продать 50 тысяч книг, надо издать не одну книгу, а десять. И если раньше телевидение «съедало» читателей, теперь книга врывается на территорию телевидения.

Мария Маркова, директор по связям с общественностью книжного издательства: «Большой, серьезный интерес отмечается к деловой литературе, к книгам о том, как построить дом, воспитать ребенка, приготовить что-нибудь вкусненькое. И этого очень много. И даже многие популярные телевизионные проекты, посвященные приготовлению различных блюд, перекочевывают уже на страницы книг».

Любопытно, что вал массовой литературы не убил, а, наоборот, возродил интерес к серьезной прозе и поэзии. Сейчас выживают и очень неплохо издательства, которые занимаются исключительно этим.

Борис Пастернак, генеральный директор книжного издательства: «Чем больше они наступают, чем больше они наваливают на эти прилавки гор литературы иного класса, тем нам легче. На сегодняшний день я сегодня могу назвать Марину Палей, которая была в номинации „Большой книги“, Александра Иличевского, у которого выходит уже третья книга. И все они вполне сопоставимы по тиражам с самыми „раскрученными“ книгами больших, крупных издательств».

В целом Россия с небольшим запозданием следует европейской книжной моде: возвращаются большие романы, женщины захватывают главные позиции как писатели и как читатели. Но россияне, выбирая книгу, демонстрируют больше солидности и основательности: любят твердый переплет.

Наталья Мордвинцева, исполнительный директор книжного издательства: «Наш читатель очень любит переплеты. Хотя на мой взгляд лучше книга в обложке, потому что их больше в полку войдет. Есть и те, кто подбирает книги для интерьера, под цвет обоев. Но, понимаете, если они даже купят четыре метра под цвет обоев, но одну книжку прочитают, это уже хорошо».

Из области заоблачной моды — книги-подарки. Это уже не массовый сектор: издается штучным тиражом, цена — от 100 тысяч рублей. Читать такие книги — все равно, что ездить на «Бентли» (Bentley) в булочную.

Алексей Тулин, руководитель отдела продаж книжного издательства: «Мы стараемся, чтобы текст был увлекательным, и чтобы книгу, несмотря на ее богатое исполнение, можно и нужно было читать».

Участники выставки говорят, что хотя они и борются за одного читателя, по сути они не конкуренты. Если у них и есть конкурент, то другого порядка — электронное издание, отрывающее букву от бумаги. Таких на выставке, не считая аудиокниг, замечено не было.