Немецкие дети учат историю по комиксам

12.03.2008, 20:31

Видео программы «Сегодня»

Авторы идеи утверждают, что такая форма подачи информации привлечет школьников Германии и будет для них более доступной.

В эти дни в Германии вспоминают о Второй мировой. В немецких школах начали преподавать историю по комиксам, посвященным Холокосту. Авторы идеи утверждают, что именно такая форма подачи информации привлечет школьников и будет для них более доступной.

Излишне говорить, что новшество вызвало противоречивую реакцию в обществе. Противники исторического комикса уверены, что это нарушение этических норм. Одно дело, когда нарисованные картинки рассказывают, например, о битве Супермена с вымышленным монстром, и совсем другое — когда речь идет об ужасах концлагеря.

Корреспондент НТВ Андрей Шилов пролистал новое учебное пособие.

Обычный урок истории в берлинской школе.

«Я поставил крестик против слова Шоа, — говорит 14-летний ученик. — Это на иврите означает „уничтожение 6 миллионов евреев“. Еще это называется Холокост».

«Геноцид — тоже важное понятие, — комментирует учитель. — Но когда говорят о Холокосте, подчеркивают уничтожение евреев при национал-социализме».

Однако на партах перед учениками лежит не учебник, а комикс, придуманный в Голландии, в Доме Анны Франк. Теперь по нему экспериментально учатся в 15 школах Германии.

Одна из героев романа в картинках «Поиск» — бабушка Эсфирь. Она едет с внуками на место событий, рассказывая, что пришлось пережить ей и всей Европе. Персонажи придуманные, но история настоящая. Многие рисунки сделаны по известным фото.

Патрик Зигеле, представитель берлинского отделения Центра Анны Франк: «Снимки сделаны в 1932 году, за год до прихода к власти Гитлера и НСДАП. То же самое можно увидеть в книге. Но здесь еще маленькая девочка Эсфирь, одна из героев комикса».

Эрик Хойфель, художник комикса «Поиск»: «Я с детства интересуюсь историей и все же многое про Холокост я узнал только на этом проекте, временами полном стресса и очень тяжелом. Но об этом надо говорить именно так, чтобы дети поняли, что это было. Поэтому мы и выбрали жанр графического романа».

Гитлера для «романа в картинках» художник рисовал всего несколько раз, главные герои здесь другие.

Лис Схипперс, соавтор комикса «Поиск»: «Мы специально подчеркиваем, что поведение людей разное: были жертвы, были те, кто им помогал, были просто очевидцы и были преступники. Все эти люди, ведущие себя по-разному, и есть герои нашей истории».

Как рассказывать о событиях 70-летней давности? А тем более как по-новому рассказывать о самой массовой катастрофе в истории человечества? Памятник жертвам Холокоста в центре Берлина очень долго обсуждали и осуждали. Комиксы про нацизм тоже принимают не сразу. Концлагеря, газовые камеры, освобождение — все это на 60 страницах. Этого хватает на несколько уроков.

Йенс Аугнер, учитель истории берлинской средней школы им. Гумбольдта: «Как раз что касается этой темы — у комикса большие преимущества. Школьники испытывают сострадание к его героям и на их примере видят, как творилось беззаконие».

На школьном уроке историю примеряют на себя. Ребята задаются вопросом, спрятали ли бы они еврея во время оккупации в своем доме?

«Решение, которое ты принимаешь — на границе жизни и смерти. На кону твоя жизнь и жизнь твоего друга. Наверно, впустил бы», — говорит один ученик.

«Конечно, с одной стороны, помогать людям — это долг, а с другой стороны — ты подвергаешь себя и свою семью такой опасности. Я не знаю», — сомневается другой.

В конце «романа в картинках» герои находят довоенный семейный альбом. На самой последней странице историю можно взять в свои руки.

Читайте также