«Золотое Руно» возвращает в прошлое

12.03.2008, 12:04

Видео программы «Сегодня»

В Третьяковской галерее воссоздали вернисаж, который более века назад устраивал журнал «Золотое Руно».

В Третьяковской галерее воссоздали вернисаж, который более века назад устраивал журнал «Золотое Руно». Печатный орган символистов, выходивший на деньги мецената Николая Рябушинского, открыл широкой публике Бакста, Врубеля, Борисова-Мусатова — художников, работы которых уже в наше время попали в экспозиции лучших музеев мира.

Репортаж корреспондента НТВ Ильи Бухтуева.

Все работы объединяет одно — они публиковались на страницах журнала «Золотое Руно». Журнала, который сто лет назад клеймили почти все критики: буржуазный, упаднический, уводящий в мир грез от реалий классовой борьбы. Сегодня говорят: да нет же, вот оно чистое искусство без примеси вредных идей.

Вадим Абдрашитов, кинорежиссер: «Это основа основ практически всего искусства XX века, не только отечественного. И этой инерции, этого потенциала хватит, я думаю, на долгие годы и XXI века».

Журнал собрал вокруг себя романтиков. В «Золотое Руно» со своими работами шли те, кто всерьез верили — красота и искусство спасут мир.

Ида Гофман, ведущий научный сотрудник Третьяковской галереи, куратор выставки: «Сами журналы были явлением искусства, искусства эпохи модерна».

Публиковали картины основоположников русского живописного символизма — Врубеля и Борисова-Мусатова. Их тогда мало кто признавал. Выход каждого нового номера «Золотого Руна» сопровождался выставкой. Объединить их в одну большую в Третьяковке смогли лишь сегодня.

Журнал прожил недолго, всего лишь три года — с 1906 по 1909-й. Финансист «Золотого Руна» жил на широкую ногу: много путешествовал, подолгу жил в Париже, любил, судя по меню званного обеда, хорошо поесть.

Отдельная часть выставки посвящена создателю журнала «Золотое Руно» Николаю Рябушинскому, он родился в семье крупнейшего русского предпринимателя. На его деньги, собственно, и существовало издание. Но, к сожалению, Рябушинский очень быстро разорился, и журнал сразу же закрылся.

В Третьяковской галерее с грустью замечают: в России в искусстве мало что изменилось — здесь жалуются на бедность и недостаток финансирования. И нынешняя выставка, и сам журнал «Золотое Руно», тогда, сто лет назад, организованы исключительно на деньги меценатов.

Читайте также