К 190-летию со дня рождения хореографа Мариуса Петипа в Петербурге хотят установить памятник. Конкурс должны объявить в самое ближайшее время.
В Петербурге хотят установить памятник великому Мариусу Петипа. Проекта будущего монумента пока нет. Лучший будут выбирать в ходе конкурса, который объявят на днях.
Событие приурочили к большой юбилейной дате сегодня исполняется ровно 190 лет со дня рождения знаменитого балетмейстера. Как Петипа оказался в России и почему современники считали, что талант хореографа не соответствует его фамилии, знает корреспондент НТВ Юлия Олещенко.
В это трудно поверить, но Мариус Петипа человек, сделавший невероятно много для русского балета, за всю свою жизнь так и не овладел великим и могучим русским языком. Он прожил в России ни одно десятилетие, но либо предпочитал изъясняться
В Петербург Мариус Петипа приехал 160 лет назад. Дебютировал как первый танцовщик, а затем стал главным балетмейстером императорских театров. На протяжении полувека он приверженец масштабных многоактных постановок будто намеренно опровергал свою французскую фамилию.
Ирина Пушкина, преподаватель истории хореографического искусства Академии русского балета им. А. Я. Вагановой: «Пети па в переводе с французского означает „малое движение“, „малый шаг“. Этот парадокс не объясним, потому что его постановки говорят о совершенно гениальном таланте балетмейстера и постановщика, организатора зрелищ, которыми являются такие балетные спектакли как „Баядерка“».
Эпоха большого балета Петипа это и «Раймонда», и «Дон Кихот». Он стал автором 56 оригинальных спектаклей, но самым любимым считал «Спящую красавицу». Именно с нее начинается путь на сцену для юных «вагановцев».
«Балет серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленное кружение и поднимание ног выше головы», утверждал Мариус Петипа. Он делал ставку на отточенную технику. С тех пор тот, кто освоил академические каноны патриарха русского балета, всегда в выигрыше.
Мария Вахрушева, методист сценической практики Академии русского балета им. А. Я. Вагановой: «Если танцовщик действительно правильно овладел постановкой выворотных ног, нужной в классическом балете, ему очень просто это использовать и при обратном движении ног, и при танце модерн. Как известно, наши классические танцовщики гораздо проще осваиваются в модерне, чем танцовщики модерна осваиваются в классике».
В фондах петербургского музея
По воспоминаниям современников, основные позиционные построения Петипа придумывал дома, расставляя на письменном столе небольшие фигурки. Самые удачные варианты он заносил в записную книжку, а потом проверял на сцене, где музыканты исполняли для него фрагменты по восемь тактов. Интересно, какие чувства испытал бы Петипа сегодня, посмотрев многочисленные версии сочиненного им «Лебединого озера ?
Иван Тараканов, студент Академии русского балета им. А. Я. Вагановой: „Я думаю, был бы шок. Ведь техника и танец настолько изменились, что думаю, он бы, конечно, узнал свои постановки, но с трудом“».
Современные примы совсем не похожи на Екатерину Вазем или Анну Павлову, олицетворявших для Петипа идеал балерины. Уже к началу XX века его монументальные постановки подверглись редактированию. Спорить с Петипа пытались многие известные хореографы, но его утверждение, что наш балет лучший в мире, до сих пор остается неизменным.
Читайте также
- В Большом театре предостерегли желающих попасть на «Щелкунчика»
- Юные танцовщики Вагановки готовятся к сезону «Щелкунчика»
- XV фестиваль «Дягилев P.S.» завершает балетную часть «Литургией»
- Семьи участников СВО получат приглашения на «Щелкунчик» в Большой театр
- Принц по призванию: каким балетный мир запомнит Владимира Шклярова
- «Сказки Перро» показали на XV фестивале «Дягилев P.S.» в Петербурге