Старинные часы под надежным присмотром

29.02.2008, 13:10

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

За уникальным часовым механизмом на башне Мраморного дворца следит единственный хранитель. Это редкая творческая, но и опасная работа, которую доверили реставратору.

Мраморный дворец императрица Екатерина II строила для своего фаворита Григория Орлова в 1768 — 1785 годах. Одним из самых ярких символов памятника архитектуры раннего классицизма является уникальный часовой механизм.

На создание курантов у французских мастеров ушло целое десятилетие. Старинные часы, разрушенные после революции, к счастью, удалось восстановить.

Как работают часы Мраморного дворца и кто за ними следит, выяснил корреспондент НТВ Илья Федосов.

В конце XVIII века, когда строили башню Мраморного дворца, часы были элементов роскоши, поскольку русские в отличие от европейцев к пунктуальности в жизни не стремились. Но если часы с механическим боем все же поставили, то за ними надо было ухаживать.

В те далекие времена было крайне трудно найти работника, который бы разбирался в часовой механике. Как ни странно сейчас это сделать еще сложнее, потому что всего несколько человек в городе знают, как обращаться с башенными часами.

Один из современных часовщиков — реставратор Олег Зинатуллин. Два раза в неделю он преодолевает пять оборотов винтовой лестницы с благородной целью — сверить и завести часы на башне Мраморного дворца. На эту должность попал случайно.

Олег Зинатуллин, реставратор часов и музыкальных механизмов: «Я занимался электроникой. В Эрмитаже образовалась лаборатория реставрации часов и музыкальных механизмов. Мне стало интересно, я туда быстренько перебежал».

Эта работа физически тяжелая, даже опасная для здоровья, учитывая высоту потолков на чердаке Мраморного дворца. Правда, раньше была еще тяжелее. Башенные часы — это те же ходики, только большие. 200 лет назад чугунные гири размером с ведро подтягивали наверх вручную.

Олег Зинатуллин, реставратор часов и музыкальных механизмов: «Раньше часы заводили ручкой. Для этого ее надо долго и упорно крутить».

Времена менялись, но хранителями часов неизменно назначались люди изобретательные. Вот и Олег Загитович нашел свой способ сохранения энергии и приспособил для заводки часов электродрель.

Механизм часов, состоящий из станины, шестеренок, тросов и трех гирь, прозрачен и прост только на первый взгляд. Деталь, похожая на пропеллер, ставит в тупик даже людей с высшим образованием. Выясняется, что это стабилизатор. Он служит для того, чтобы механизм вращался ровно и плавно.

Олег Зинатуллин реставратор часов и музыкальных механизмов: «И гиря быстро поедет, и удары будут ровные. Стабилизатор тормозит и придерживает».

От тех старинных часов сохранилась только станина и один рычаг. Все остальное восстановлено энтузиастами, которые по профессии — физики-ядерщики. Потому, что циклотроны, микросхемы и нанотехнологии — это хорошо, но нет в них той игрушечной грации, которой обладают башенные часы с колокольным боем.