Стальной трос, помогающий авиации творить чудеса

21.02.2008, 20:36

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

На Пролетарском заводе в Петербурге завершено изготовление аэрофинишеров — специальных устройств для остановки самолетов, садящихся на палубу авианосца.

На Пролетарском заводе в Петербурге завершено изготовление аэрофинишеров — специальных устройств для остановки самолетов, садящихся на палубу авианосца. С 2004 года конструкторы и инженеры этого оборонного предприятия участвуют в модернизации крейсера «Адмирал Горшков».

В ближайшем будущем корабль войдет в состав военно-морского флота Индии. Согласно проекту, изготовленные в городе на Неве аэрофинишеры будут использоваться именно на «Адмирале Горшкове».

Репортаж корреспондента НТВ Ильи Федосова.

Без таких агрегатов, как аэрофинишер, авианосный флот вообще не имеет смысла. Для того чтобы самолеты при посадке не падали с палубы, их нужно тормозить. А тормозят их с помощью таких машин. Эти агрегаты в России производят только на Пролетарском заводе в Петербурге.

Статические испытания на заводе — редкий случай увидеть аэрофинишер, не скрытый палубой авианосца. А, например, при полетах на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» в Атлантике самолет, заходя на посадку, выпускает специальный гак и им зацепляет тросы, натянутые поперек палубы. На первый взгляд, что может быть проще.

Владимир Вершинин, главный конструктор аэрофинишера: «Вы представьте, какая должна быть энергия, чтобы на расстоянии 90 метров остановить самолет массой порядка 25 тонн с посадочной скоростью 240 километров в час?!»

Самолет в заводские цеха не затащишь, поэтому заводчане испытывают аэрофинишер с помощью локомотива. Принцип действия агрегата настолько прост, что его поймет даже школьник.

Владимир Вершинин, главный конструктор аэрофинишера: «Трос вытягивается, подвижная каретка соединена с поршнем, который в цилиндре сдавливает жидкость. Жидкость же через клапан управления выдавливается в пневмогидроаккумулятор».

Принцип-то прост, зато конструкция сложна. За послеперестроечный период в нашей стране осталось всего около десяти человек, которые толком знают, как остановить на палубе самолет. Почти все они сейчас работают над созданием посадочно-тормозной системы для бывшего нашего авианосца «Адмирал Горшков», который сейчас переоборудуется под нужды ВМС Индии.

Это последний из трех агрегатов, изготовленных по контракту с индийской стороной. Отечественных заказов пока немного, но все может измениться, если командование начнет воплощать уже озвученную идею создания современного российского авианосного флота. Аэрофинишеры — товар не самый ходовой, но необходимый. Кому нужен авианосец, на который не может сесть самолет?

Читайте также