«Сильфида» — русский балет с датским колоритом

20.02.2008, 12:27

Видео программы «Сегодня»

Премьера новой версии «Сильфиды» в Большом театре — это хорошо забытая классика.

Премьера новой версии «Сильфиды» в Большом театре — это хорошо забытая классика. Балет на главной сцене страны показывали более сотни раз, однако отредактированная постановка максимально приближена к самой первой, показанной еще в XIX веке. Одним из первых за кулисами побывал корреспондент НТВ Илья Бухтуев.

В новейшей истории Большого «Сильфида» была поставлена в 1994 году. Балет прошел 129 раз, но был, как здесь выражаются, «затанцован». Имеется в виду, что каждый актер и руководитель привносили в него что-то свое. Со временем получилось, что «Сильфида» все больше отдалялась от своего классического варианта.

Прожив в репертуаре столь долгий срок, постановка превратилась из трагедии в красивую наивную сказку. Балет утратил датский колорит и смысл некоторых мизансцен. Правильнее будет сказать, что нынешняя «Сильфида» — не новая, а старая, самая старая из всех известных сегодня, максимально приближенная к образцу 1836 года.

Именно таким этот балет видел датский классик Август Бурнонвиль (August Bournonville). В архивах удалось отыскать старинную партитуру с его подробными пометками, ими и руководствовались.

Йохан Кобборг, хореограф-постановщик балета «Сильфида»: «Я очень много работал с артистами, чтобы партии исполнялись, если так можно выразиться, в реалистичной манере. Для меня было очень важно, чтобы все персонажи были естественными на сцене».

Разумеется, в Большом театре в среде балерин сразу же развернулась борьба за главную и, без сомнения, почетную роль — роль Сильфиды. Но скандалы если и были, то их умело скрыли за рассуждениями о здоровой конкуренции.

Алексей Ратманский, художественный руководитель балетной труппы Государственного академического Большого театра: «Конкуренция — это очень хорошо в любом деле, и в театральном тоже. Чем больше хороших исполнителей, тем лучше. Это заставляет их делать гораздо больше, чем они могут».

В итоге в Большом появилось шесть Сильфид. Работники театра говорят, что каждая хороша по-своему.

Наталья Осипова, солистка балета Государственного академического Большого театра: «Безумно сложно донести до зрителя легкость. Из зала может показаться, что ничего практически не делаем, а только прыгаем и перебираем ногами.

Это особенная техника, безумно сложная. И зритель, наверное, даже не догадывается, насколько это тяжело. К концу спектакля ног абсолютно не чувствуешь».

Создание «Сильфиды» — плод воображения крестьянина Джеймса, его идеал. По сути, балерины играют на сцене мысли. В этом сложность и главное отличие этой постановки от других.

Герой даже ни разу за все время спектакля не прикоснется к своей мечте. Драма в том, что их разделяют не сантиметры, а целые миры.

Читайте также