Кастро сделал свое дело

19.02.2008, 20:41

Видео программы «Сегодня»

Заявление Кастро комментирует вся мировая пресса. По тону эти комментарии больше всего походят на некрологи.

Заявление Кастро комментирует вся мировая пресса. По тону эти комментарии больше всего походят на некрологи. Этого человека невозможно представить больным и немощным отставником на пенсии. Он всю жизнь называл и считал себя революционером. Поэтому пенсия для него — худший из вариантов.

Но Кастро добровольно отказался от власти, которой обладал 49 лет. Как сказано в опубликованном обращении к соотечественникам: «Было бы предательством занимать пост, который предполагает высокую активность и полную отдачу, а я не располагаю физическими возможностями».

Репортаж корреспондента НТВ Антона Войцеховского.

Плакат в центре Гаваны: «У нас есть и будет социализм». Еще один: «Наш ответ всему миру: еще больше революционности». Эти плакаты висели тут и год назад, и десять лет назад. И после ухода Фиделя Кастро снимать их никто не собирается.

Почти пятьдесят лет Фидель руководил страной. Сейчас сказали бы застой. Но тут застоем считается то, что было до Фиделя: режим Батисты, американский капитал на Кубе и сами американцы. Все это в стране до сих пор не любят и не хотят. Если Буш на плакате, то его сравнивают с Гитлером. А если анекдоты, то самый популярный здесь про капиталистов. То есть про американцев.

«Я бы предал собственную совесть если бы продолжал занимать пост, который предполагает огромную активность, работу с абсолютной отдачей, на которую я не способен сейчас физически. Мои слова лишены всякого драматизма», — говориться в послании Фиделя Кастро.

На Кубе уход Фиделя ждали давно. Все понимали, что он уже пожилой человек, что он давно у власти, что пережил десять американских президентов. А еще (по слухам) 60 неудачных покушений.

Но последние его годы у власти были очень похожи на брежневские. Явно нездоровый человек, осунувшийся, слабый. Кастро падал после выступления на сцене и терял сознание прямо на трибуне. Но даже тогда кубинцы в толпе аплодировали ему стоя. Словно пытались его поддержать.

Кастро написал в обращении: «Мой долг не цепляться за власть, а постараться не мешать молодым. Мне довелось жить в исключительную эпоху, поэтому я просто обязан передать им тот опыт, что накопил за много лет».

Александр Проханов, в 1960–1970-х корреспондент газеты «Правда» и «Литературной газеты» в Латинской Америке: «Кубе предстоит реформироваться. Куба при Кастро переживала застой. Это был консервативный период, нельзя было реформироваться, потому что она была одна перед лицом этого монстра. Кубе предстоит мучительно менять кожу».

Перемены, о которых говорят сегодня многие страны, на Кубе уже давно идут. Они не направлены против режима, а должны его поддержать. Самые тяжелые годы для Кубы это конец 80-х — начало 90-х. Но страна уже пережила их.

Она отказалась от производства главного продукта экспорта — сахарного тростника (теперь вместо него табак и сигары), преодолен топливный кризис (помог Уго Чавес, а также переход на новую бытовую технику).

Например, сейчас на Кубе массово меняют холодильники. Ведь старые потребляли слишком много электричества. И лишь проблема с армией и транспортом остается открытой. Старый советский авто- и авиапарк. Хотя недавно Куба купила несколько российских авиалайнеров.

В своем письме к народу Фидель Кастро написал: «Я не прощаюсь с вами. Я хочу бороться как идейный солдат. Я буду продолжать писать „Размышления товарища Фиделя“. Это будет еще одно оружие, на которое можно рассчитывать. Мой голос будет услышан».

Брат Фиделя Рауль, который с лета прошлого года фактически руководит страной, в последнее время зачастил в Китай. Есть предположение, что продолжать реформы в стране он будет по опыту азиатской державы.

Услышав от репортеров о сегодняшней отставке Кастро, президент США заметил, что теперь в этой стране начнут соблюдать права человека. О нарушении этих прав на Кубе уже давно кричит «бегущая строка» на фасаде посольства Швейцарии. Там находится Представительство интересов США.

В ответ на «строку» в прошлом году кубинцы поставили перед посольством 138 черных флагов. Как символ 138 лет кубинской борьбы за независимость. «Бегущую строку» теперь не разглядеть, но из посольства хорошо видно знаменитое изречение Фиделя Кастро.

Красные буквы такого размера, чтобы их было видно с верхних этажей: «Родина или смерть» (Patria o muerte). А с другой стороны видна надпись: «Мы победим» (Vinceremos).

Читайте также