Узница концлагерей прозябает в руинах без надежды на нормальный дом

24.11.2014, 19:48

Видеосюжет: Катерина Правдина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В деревне Лаптевщины Ленинградской области в невыносимых условиях живет пенсионерка Мария Лукина. Она не может рассчитывать на получения квартиры от государства по имеющимся соцпрограммам.

В Подпорожском районе Ленинградской области уже несколько лет в заброшенном доме живет 78-летняя Мария Лукина. Когда-то здание принадлежало предприятию. Затем дом приватизировали, а на баланс не взяли. Само жилище без канализации и водоснабжения.

В деревне Лаптевщина живут в основном в частных домах круглый год около 20 человек. И еще в одном из трех уцелевшем двухэтажном кирпичном здании. Когда-то все они принадлежали камнедобывающему предприятию, где и работала Мария Егоровна Лукина. Сегодня она и ее сын — единственные обитатели этих руин.

В двухкомнатной квартире на втором этаже тепло поддерживают двумя печками. Но в тапочках зимой все равно не походишь. Как выбраться из обветшавшего, неблагоустроенного дома 78-летняя узница концлагеря не знает. Да и сил на сбор нужных документов у нее нет.

Мария Лукина, житель дер. Лаптевщина: «В плену была, я же узник. И я до такой степени дожила, что теперь как нищая. Люди живут, квартиры получают. А мне хоть уголочек маленький дали бы. Это срам, если кому сказать, что я была в Германии и выжила там. Родители там остались».

В плен Марию Егоровну, ее мать, двух сестер и брата взяли в Новгородской области, куда в 45-м они и вернулись. Потом жизнь закинула семью в Подпорожский район, в Тумазы. Оттуда переехали в Лаптевщину. О чем Мария Лукина теперь сожалеет.

Как, впрочем, и о том, что не позаботилась о собственном жилье. Теперь ни дома, ни бани. Водные процедуры для нее роскошь. Потому, что в это когда-то ведомственное жилье никто и не думал проводить водопровод и канализацию.

После приватизации предприятия эти дома оказались на балансе Ленинградской области. Местные власти, используя существующие механизмы, расселяли жильцов по программам, предусматривающим субсидии для молодежи. Мария Егоровна не попадает ни под одну из программ.

Получается, что выехать из аварийного дома сегодня возможно, лишь признав его таким (что пока сделано не было), или передав строения Важинскому поселению. Тогда решать проблему будут на месте. Но тоже при определенных условиях.

Алексей Бахвалов, и. о. главы администрации Важинского сельского поселения: «Мы можем принять эти дома на свой баланс на определенных условиях. Либо это будут капитально отремонтированные дома, либо нам их передадут со средствами на капитальный ремонт».

Понятно, что при дефицитном бюджете и измененных правилах капитального ремонта жилого фонда местной казне не найти средств на восстановление и благоустройство таких домов. Учитывая, что в поселке их больше сотни. В Лаптевщине же ситуация осложняется еще и отрезанностью от основного поселка. Транспорт ходит редко, магазин закрыт, автолавка раз в неделю. Марии Егоровне остается рассчитывать на неработающего сына и на неравнодушных к ее судьбе соседей. И просто ждать.

Читайте также