Путин прощается, но не уходит

14.02.2008, 21:48

Видео программы «Сегодня»

Завершая итоговую пресс-конференцию, которая длилась 4 часа 40 минут, президент России Владимир Путин поблагодарил прессу за 8 лет совместной работы. По его мнению, подобные встречи главы государства с журналистами позволяют показать и проинформировать о том, что реально происходит в стране.

Завершая итоговую пресс-конференцию, которая длилась 4 часа 40 минут, президент России Владимир Путин поблагодарил прессу за 8 лет совместной работы.

«Хочу поблагодарить вас за совместную работу в прошедшие 8 лет. Мне приятно было встречаться с вами и на предыдущих пресс-конференциях. Большое вам спасибо!» — поблагодарил президент российских и иностранных журналистов.

По его мнению, подобные встречи главы государства позволяют показать и проинформировать о том, что реально происходит в стране. На седьмой пресс-конференции Путина-президента было аккредитовано 1364 представителя СМИ, в том числе около 200 — зарубежных.

А разговор оказался продолжительным и подробным. Началось все с подведения итогов: что сделано и что не удалось за прошедшие годы.

Дальше вопросы были самые разные: предстоящие президентские выборы, мировые проблемы, пенсии и слухи о возможной деноминации рубля. От одной из журналисток Путин даже получил «валентинку».

Свой вопрос российскому лидеру задал и обозреватель НТВ Владимир Кондратьев.

Большая пресс-конференция Путина — это всякий раз большой смотр всей российской журналистики и в своем роде школа журналистского мастерства. Именно здесь, прежде всего, перед корреспондентами из регионов открывается прекрасная возможность прославить себя и свое издание на всю страну, если они смогут задать неожиданный и очень интересный вопрос Путину. А уж у себя дома они становятся настоящими героями.

Сегодня в зале на последней, седьмой по счету пресс-конференции Путина — рекордное количество представителей прессы. Кому удача будет способствовать на этот раз, на кого обратят внимание сначала пресс-секретарь президента, а затем, уже к концу пресс-конференции, по традиции сам Путин?

Минута в минуту глава государства появляется в Круглом зале 14-го корпуса Кремля. Президент, как заведено, начинает с подведения итогов. Прошедший год был особенно успешным: рост ВВП составил свыше 8 процентов, золотовалютные запасы страны — почти 500 миллиардов долларов, Стабилизационный фонд приближается к 4 триллионам рублей.

Первым получает слово корреспондент «Комсомолки» — самой массовой газеты, которую российский лидер, по его же признанию, любит и читает. Вопрос не только о достижениях, но и о неудачах.

Владимир Путин: «Я не вижу никаких серьезных неудач. Начну с заключительной части вашего вопроса. Все поставленные цели достигнуты, а задачи выполнены. Можно было бы, наверное, с чем-то справиться более эффективно. Например, с инфляцией. Она могла быть меньше, если бы мы действовали более изощренно и целенаправленно.

В отношении борьбы с бедностью также динамика положительная. Наверное, можно было бы еще больше сделать. Прежде всего, это касается, конечно, ситуации с пенсионерами».

Неоднократно сегодня звучали вопросы о том, как российский лидер оценивает результаты своего восьмилетнего президентства.

Владимир Путин: «Все эти восемь лет я пахал, как раб на галерах, с утра до ночи, и делал это с полной отдачей сил. Я доволен результатами своей работы. Я полагаю, что заказчик — российский народ, избиратель, который проголосовал за меня дважды на выборах президента Российской Федерации, в целом удовлетворен».

По словам главы государства, соблазна остаться на третий срок у него никогда не было.

Владимир Путин: «Никогда подобного соблазна не было. С первого дня работы в качестве президента РФ я для себя решил, что я не буду нарушать действующую Конституцию.

Разные люди склонны западать на разные вещи: кто-то попадает в зависимость от табака, кто-то, прости Господи, от наркотиков, кто-то становится зависимым от денег. Говорят, что самая большая зависимость — от власти. Я этого никогда не чувствовал. Я вообще никогда не был зависимым человеком от чего бы то ни было.

Считаю, что если Господь дал мне такое счастье, — поработать на благо своей страны, связь с которой я всегда очень ощущал и ощущаю, то надо быть благодарным уже за это. Это само по себе является большой наградой».

Президент также рассказал, какой нелегкий груз ответственности лежал все эти восемь лет на его плечах.

Владимир Путин: «Эта ответственность иногда является достаточно тяжелым бременем, потому что приходится принимать решения, которые кроме тебя принять никто не может, и они далеко не всегда являются очень приятными. Конечно, как любой человек, я переживаю за это. Никто не может принять этого решения. Начальников много, а конечное слово — за главой государства. И это, конечно, такой нелегкий моральный груз».

На не совсем понятный вопрос о роли личностного фактора российский лидер ответил предельно четко.

Владимир Путин: «Это умение сформулировать амбициозную задачу, не ныть и не пускать слюни по каждому поводу. Первые лица государства не имеют на это права. Если они будут все время пускать слюни и сопли, плакать, что все плохо, мы ничего не сможем, мы такие „кривые“, — так и будет.

А если ставить перед собой амбициозные задачи и цели, основанные только на реалиях, на реальном анализе, целенаправленно самому идти к достижению этих целей и решению задач, мобилизовывать общественные силы, государственные силы на это, то цели будут достигаться. Собственно говоря, так и есть у нас».

Путин сам признает: ситуация, когда президент пересаживается в премьерское кресло, в чем-то уникальна. Журналистов очень интересует, как будут выстраиваться взаимоотношения Путина с Медведевым. Сегодня российский лидер сказал немало добрых слов в адрес возможного нового главы государства.

Владимир Путин: «Это честный, порядочный молодой человек, прогрессивный, современный, блестяще подготовленный теоретически и имеющий хорошие навыки организаторской работы в столице. Уверен, что это будет хороший достойный президент и эффективный руководитель. Ну, и существует, кроме всего прочего, еще такая „личная химия“: я ему доверяю. Просто я ему доверяю».

Представители прессы допытывались: не вступает ли в противоречие концепция стратегического развития России до 2020 года, озвученная Путиным, и программа на четыре года, которую в Красноярске намерен представить первый вице-премьер.

Владимир Путин: «То, что он подготовил в качестве своего выступления, и то, что будет изложено в его речи в Красноярске, является продолжением по сути той стратегии, которую я представил на расширенном заседании Госсовета. И его выступление будет дополнять, конкретизировать эти предложения по развитию страны не на ближайшие 10 лет, а на ближайшие 4 года.

Так что одно с другим не вступает в противоречие. Наоборот — то, что будет излагать Дмитрий Анатольевич Медведев, будет дополнять мое выступление на Государственном совете».

Пресс-конференция — это резкая смена тем. Судя по всему, Запад сильно задело недавнее высказывание Путина про возможное перенацеливание ракет на Украину в случае размещения там систем США.

Владимир Путин: «Если это делается в таком явочном режиме, то в таком же явочном режиме, никого не спрашивая, там могут быть поставлены и базы, и какой-нибудь четвертый или пятый позиционный район ПРО. А нам-то что делать? Вот тогда мы вынуждены будем перенацеливать наши ракеты на объекты, которые, как мы считаем, угрожают нашей национальной безопасности.

Я считаю, что обязан сказать сегодня об этом прямо и честно, чтобы потом не переваливали с больной головы на здоровую ответственность за развитие событий».

Отдельно президент прокомментировал роль «Газпрома» в сегодняшнем мире.

Владимир Путин: «По поводу того, что „Газпром“ „вгрызается“ в тело Европы. Говорит об этом, кажется, „Уолл-Стрит Джорнэл“ (The Wall-Street Journal). Я не знаю, чего так американцы беспокоятся за европейское тело? Может быть, потому что сами не хотят от него отрываться? Видимо, нравится — тело хорошее.

Что касается зубов, которые куда-то вгрызаются… „Эксон Мобил“ (Exxon Mobil) вгрызается в нашу экономику и ничего — там стоматологи есть, которые только точат им эти зубки. Или, например, „Шелл“ (Shell), „Би-пи“ (BP).

Что же нас-то так боятся? Чего они такие, как бы не сказать лишнее, трусливые? Я не знаю. „Газпром“ не требует для себя никакого эксклюзива, он требует только равноправного сотрудничества. И мы находим понимание с нашими партнерами».

На пресс-конференции не обошлось без обсуждения проблемы Косова, где в ближайшее воскресенье албанское население намерено провозгласить независимость. Реакция Путина крайне негативная — он обещает ответные действия. Обезьянничать, то есть действовать подобным образом, Россия не намерена.

Владимир Путин: «40 лет существует фактически независимая республика Северного Кипра. Чего же вы ее не признаете? Вам, европейцам, вообще не стыдно с такими двойными стандартами подходить к решению одних и тех же вопросов в разных регионах мира?

Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье существуют как независимые государства. А нам все время говорят: в Косове особый случай. Вранье это все, никакого там особого случая нет. И все это прекрасно понимают.

Что же касается того, как мы себя поведем, если Косово объявит о своей независимости в одностороннем порядке, и не будем ли мы делать то же самое, отвечу следующее. Мы вообще не собираемся обезьянничать. Если кто-то принимает дурное, неправовое решение, это не значит, что мы должны действовать так же».

На расширенном Госсовете Путин уже высказывался по поводу слухов о деноминации рубля. Тем не менее, вопрос снова звучит, и ответ российского лидера еще более доходчивый, чем неделю назад.

Владимир Путин: «Этого ни в среднесрочной, ни в долгосрочной перспективе нет и не будет. Гарантии? Слушайте, вы чего хотите, чтобы я землю ел из горшка с цветами? И клялся на крови? Это глупо.

Просто в деноминации нет никакой экономической необходимости. Эта мера не принесет экономике страны ничего, кроме вреда. Зачем это нужно? Даже в голове нет ни у кого».

Выступление на Госсовете — повод для вопроса телекомпании НТВ.

Обозреватель НТВ Владимир Кондратьев: «Владимир Владимирович, выдвигая стратегию до 2020-го года, Вы пообещали, что Россия может превратиться в самую привлекательную для жизни страну. В то же время Вы подчеркнули, что нынешний государственный аппарат в стране к такой задаче, по сути, не подготовлен, он коррумпирован, забюрократизирован и не мотивирован.

На кого Вы и будущий президент хотите опираться в достижении этой цели? Известно, что в развитых странах ключевые позиции в государственном аппарате занимают представители правящей партии. Не собираетесь ли Вы возглавить „Единую Россию“ после исполнения Вами президентских полномочий?»

Владимир Путин: «Партию я пока возглавлять не собираюсь. Опираться я собираюсь на Вас, Владимир Петрович, на других граждан Российской Федерации. И, конечно, при существующей системе административного управления это будет сделать сложно.

Но я бы хотел вернуться к началу Вашего вопроса. Вы сказали, что я обещал. Ничего я не обещал. Я говорил, что нужно было бы достичь, какой я бы хотел видеть Россию. Я говорил о том, к чему мы должны стремиться. Я убежден, что мы сможем достичь этой цели».

В ходе конференции журналистам стало интересно, будут ли продолжены нацпроекты в случае избрания Медведева президентом.

Владимир Путин: «У нас ведь еще с советских времен говорили: хотите закопать человека, назначьте его на сельское хозяйство. Тем не менее Медведев не испугался, когда я ему сказал: „Дмитрий Анатольевич, Ваш в том числе и нацпроект по сельском хозяйству. А также здравоохранение и образование“.

Он взялся за это не моргнув глазом. И мы видим результат по всем направлениям. По всем! Есть абсолютно очевидное движение вперед».

Финская корреспондентка поинтересовалась у главы российского государства, посоветовал ли он уже Медведеву, как надо строить отношения с Финляндией.

Владимир Путин: «Я с Дмитрием Анатольевичем работаю более 15 лет. И ни в коем случае не стал бы поддерживать кандидата в президенты, если бы он нуждался в опеке и в каких-то советах текущего характера. Дмитрий Анатольевич зрелый политик.

Я знаю, как выстраивается работа главы государства. Уверяю вас, наши отношения в случае избрание его президентом, будут очень гармоничными. Я никогда не буду подменять главу государства. Считаю это вредным и контрпродуктивным».

Путина попросили прокомментировать нелестные высказывания Хиллари Клинтон в его адрес в ходе предвыборной кампании в Соединенных Штатах.

«Недавно госпожа Клинтон сказала, что вы как бывший сотрудник КГБ по определению не можете иметь душу. Неужели Ваша душа или то, что по определению госпожи Клинтон, есть вместо нее, не среагировало на такое заявление?» — поинтересовался журналист.

Владимир Путин: «Я думаю, что государственный деятель должен как минимум иметь голову. Чтобы выстраивать межгосударственные отношения, нужно руководствоваться не эмоциями, а фундаментальными интересами своих стран».

В прошлый раз глава государства общался с прессой три с половиной часа. Рекорд по продолжительности сегодня уже побит, но Путин как бы это не заметил. Похоже, он готов был предоставить слово каждому, и региональные корреспонденты с табличками этим пользовались, задавая все новые и новые вопросы, в основном о местных делах.

Но прощаться все-таки надо. Теперь следует ждать новой встречи Путина с прессой уже, наверное, в Белом доме. Такую возможность сегодня президент Путин не исключил.

Читайте также