Умер легендарный конструктор Гай Северин

07.02.2008, 20:32

Видео программы «Сегодня»

В подмосковном поселке Томилино скончался легендарный конструктор Гай Северин.

В подмосковном поселке Томилино скончался легендарный конструктор Гай Северин. Именно ему обязаны жизнью все летчики, которым приходилось когда-либо пользоваться катапультой.

Это устройство, которое позволяет в случае аварии за считанные секунды покинуть самолет.

Созданное Севериным катапультное кресло К-36 и его модификации считаются лучшими в мире. В России ими оснащены все боевые и многие учебные самолеты. Но катапульта — не единственная разработка Северина.

Он трудился и над скафандрами, в которых космонавты выходят в космос, и над множеством других важных для прогресса вещей.

Репортаж корреспондента НТВ Егора Колыванова.

Многие советские и российские пилоты обязаны своим спасением Гаю Ильичу Северину и изобретенному под его руководством креслу К-36.

Гай Северин, генеральный директор и генеральный конструктор ОАО «Научно-производственное объединение „Звезда“»: «Повышение безопасности полетов реактивных самолетов являлось очень важной задачей, которую нужно было решить. Это нужно, чтобы реактивная авиация продолжала завоевывать свои позиции».

Катапульту в СССР начали разрабатывать и внедрять после Второй мировой войны с развитием реактивной авиации. В каждом конструкторском бюро катапульту разрабатывали параллельно и с переменным успехом.

В начале 60-х Гай Северин, который работал тогда в летно-исследовательском институте, вместе с группой конструкторов выступил с идеей создания универсального авиационного кресла.

Оно должно было быть надежным, простым в эксплуатации, совершенным с технической точки зрения. В 1964году Северин становится главным конструктором и директором завода №918.

Это было секретное предприятия, которое занималось созданием средств спасения и систем жизнеобеспечения летчиков и космонавтов.

Идея универсальной катапульты не понравилась авиационным КБ. Ведь это был удар по их престижу. Северин понимал, что с этим можно бороться, но только побеждая по всем техническим параметрам.

Гай Северин, генеральный директор и генеральный конструктор ОАО «Научно-производственное объединение „Звезда“»: «Оно должно быть самым минимальным по габаритам, иметь минимальный вес. И оно должно обладать лучшими характеристиками. Вот если такие условия выполнят, то тогда трудно будет конструкторам самолетных КБ отказаться».

5 лет ушло на создание кресла К-36, а еще 15 — на его внедрение. Первым кресло примерил на себя Су-24, а затем на Як-38.

Сейчас К-36 устанавливают во всех самолетах российского производства. За 44 года научно-производственное предприятие «Звезда» под руководством Гая Северина разработало скафандр для первого полета Юрия Гагарина и первого выхода в открытый космос Алексея Леонова.

Другие сотни изобретений обывателю не понять. Гай Северин о своей работе говорил просто: для нас нет невыполнимых задач.

Гай Северин, генеральный директор и генеральный конструктор ОАО «Научно-производственное объединение „Звезда“»: «Не подумайте, что вот гениальный конструктор, главный конструктор — это все. Нет! Важно найти идею, правильно сориентироваться и опереться на коллектив».

Читайте также