Обломки советской империи под Парижем

06.02.2008, 20:53

Видео программы «Сегодня»

В средневековом замке Байе-ан-Франс обнаружены… обломки скульптурного комплекса «Народы СССР».

Совсем неожиданная новость пришла из Франции: в средневековом замке Байе-ан-Франс обнаружены… обломки скульптурного комплекса «Народы СССР».

В 1937 году эти статуи вместе со знаменитой «Рабочим и колхозницей» украшали советский павильон на Всемирной выставке в Париже, а потом остались в дар коммунистическому профсоюзу Франции.

Как они попали в подвалы и что с ними будет теперь, выяснял корреспондент НТВ Вадим Глускер.

В заброшенном парке замка Байе-ан-Франс, что в 20 километрах от Парижа, Франсуа Жантили, сотрудник Национального центра археологических исследований, пробирается к старому гроту. Точно так же четыре года назад нанятый мэрией городка для проведения муниципальных раскопок археолог не мог и представить, что он обнаружит.

Франсуа Жантили, археолог: «Я посветил фонариком и увидел перед собой каменную голову женщины в платке. Ее изображение меньше всего походило на Деву Марию. А потом я понял, что стою на плечах двух крупных мужчин. И все это очень далеко от католицизма».

Статуи советских бойцов и тружеников, барельефы, изваяния серпа и молота, другие коммунистические символы… Как выяснится позже, все эти реликвии составляли единый архитектурно-скульптурный ансамбль «Народы СССР», которые вместе с «Рабочим и колхозницей» Веры Мухиной украшал советский павильон на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

После закрытия выставки «Рабочий с колхозницей» вернулись в Москву, а остальную часть гигантского монумента советская власть передала в дар французскому коммунистическому профсоюзу. В то время грандиозный памятник должен был символизировать братские узы французского и советского пролетариата.

Досконально неизвестно, что же происходило здесь в конце 30-х — начале 40-х годов. Существует только три документальных свидетельства. Первое — это фотография, на которой изображены все скульптуры ансамбля «Народы России» во всей своей красе, когда они украшали парк дом отдыха металлургов.

Второе — это письмо одного из участников движения Сопротивления, в котором он утверждает, что якобы лично маршал Петен дал команду уничтожить советские скульптуры.

И третье — это опять фотография, только уже 1944 года. На ней изображены разбросанные по всей территории парка разломанные скульптуры и надпись: «Вот так здесь прошел фашизм». Автор этой надписи тоже не известен.

Франсуа Жантили, археолог: «Все замуровано в гроте, только один фрагмент валялся снаружи. Я почистил его, пригляделся, увидел нефтяные вышки и понял: это герб Азербайджана».

Если то, что находится в гроте, действительно скульптурная группа советского павильона, то тогда ее автор Иосиф Чайков. В 1910 году он учился вместе с Пикассо в Париже, потом вернулся в Россию. Например, его работа «Ленин-оратор» находится сейчас в Третьяковской галерее.

Чтобы подтвердить подлинность скульптурной группы, нужно получить разрешение мэрии для того, чтобы разобрать старую кладку и просто вытащить скульптуры из подземной галереи.

Франсуа Жантили, археолог: «Нужны деньги, французские или русские. Ведь этот скульптурный комплекс — единственный на территории Франции, относящийся к советской эпохе».

С гордостью рассказывая о своей находке, Франсуа Жантили сожалеет, что вместо того, чтобы выделить деньги на его скульптуру, мэр другого французского города готов на аукционе в США за 250 тысяч евро выкупить статую Ленина и установить ее у себя в городе. А ведь чем американский Ленин лучше французских «Народов СССР»?

Читайте также