30 января 1945 года Маринеско потопил огромный немецкий лайнер, на борту которого были несколько тысяч человек.
Сегодня годовщина морской «атаки века». Ее автор советский капитан Александр Маринеско одна из самых неоднозначных фигур в истории военно-морского флота. Об обстоятельствах атаки спорят и сегодня. 30 января 1945 года Маринеско потопил огромный немецкий лайнер, на борту которого были несколько тысяч человек.
Об этом и о судьбе капитана, которого словно лодку то вверх, то вниз качало по бурным волнам его собственной жизни и истории корреспондент НТВ Артём Воробей.
Поздней ночью 30 января 45-го в районе Данцигской бухты всплывает, отклонившись от своего маршрута, советская подлодка С-13. Вышедший на мостик капитан Александр Маринеско даже без бинокля видит вдали ярко освещенный силуэт огромного немецкого лайнера. Тут же отдается приказ атаковать.
Три торпеды попадают в цель. Огромный транспорт затонул менее чем за час. На 60-метровую глубину вместе с почти всеми, кто был на борту по официальным оценкам, 5 тысяч, по другим историческим выкладкам, более 9 тысяч человек ушел огромный лайнер «Вильгельм Густлов».
Маринеско не знал, что уничтожил красу и гордость нацистского флота, его самый вместительный корабль, переоборудованный под учебную плавбазу немецких подводников. Позже это торпедирование назовут «атакой века» за дерзость и за число погибших.
Споры о том, кто же Маринеско герой или преступник, не утихают до сих пор. Защитники командира С-13 настаивают: на «Густлове» была почти сотня экипажей для подлодок и десятки высокопоставленных военных, да и сам корабль шел под военным флагом. Критики обвиняют: большинство пассажиров беженцы из Восточной Пруссии.
На кадрах хроники, конечно, не знаменитая «атака века». Дело в том, что и в Германии, и в Советском Союзе о затопление «Густлова» было не принято говорить. Ну, в Рейхе, понятно, не хотели шокирующей новостью подорвать и без того низкий дух нации, а в Советском Союзе о подвиге Маринеско не говорили из-за сложных отношений между скандальным капитаном и руководством флота.
Член экипажа С-13, Михаил Золотарёв: «У меня тоже все связано с числом 13. И даже на руке татуировка с этим числом».
Михаила Золотарёва сама судьба связала с числом 13. 12-летний юнга служил на знаменитой С-13, но в тот поход его не взяли. О том, что его лодка отправила ко дну «Вильгельм Густлов», он узнал даже не от команды от гражданских. Про «атаку века» написали шведские газеты. Никто из экипажа С-13 о той операции особо не распространялся.
Член экипажа С-13, Михаил Золотарёв: «Нормальные моряки в те времена не были особо разговорчивыми. Не было слова „героизм“».
Маринеско мог рассчитывать на звание Героя Советского Союза. Командир С-13 получил только орден Красного Знамени. Как объяснили позже, это «награда за вычетом провинностей» дело в том, что дисциплиной и соблюдением устава капитан никогда не отличался.
А сразу после окончания войны Маринеско и вовсе списали на берег, к тому же понизив в звании. На флот он так и не вернулся. Отправивший ко дну несколько немецких кораблей, он сам уходил ко дну рюмки.
Дочь Александра Маринеско, Татьяна, хорошо запомнить своего отца не успела. Когда всеми забытый и вычеркнутый из истории подводной войны на Балтике Маринеско умер в 63-м, его дочери было всего 9 лет. Теперь Татьяна один из самых дотошных биографов удачливого подводника. Дома мини-музей имени отца.
Известность пришла к Маринеско так же неожиданно, как в свое время неожиданно всплыла его С-13 позади огромного лайнера. В 90-м, вопреки всем правилам, Александру Маринеско присвоили звание Героя Советского Союза посмертно. В Калининграде и Петербурге установлено несколько памятников легендарному капитану.