«Атаку века» помнят спустя годы

30.01.2008, 16:25

Видео программы «Сегодня»

30 января 1945 года Маринеско потопил огромный немецкий лайнер, на борту которого были несколько тысяч человек.

Сегодня — годовщина морской «атаки века». Ее автор — советский капитан Александр Маринеско — одна из самых неоднозначных фигур в истории военно-морского флота. Об обстоятельствах атаки спорят и сегодня. 30 января 1945 года Маринеско потопил огромный немецкий лайнер, на борту которого были несколько тысяч человек.

Об этом и о судьбе капитана, которого словно лодку то вверх, то вниз качало по бурным волнам его собственной жизни и истории — корреспондент НТВ Артём Воробей.

Поздней ночью 30 января 45-го в районе Данцигской бухты всплывает, отклонившись от своего маршрута, советская подлодка С-13. Вышедший на мостик капитан Александр Маринеско даже без бинокля видит вдали ярко освещенный силуэт огромного немецкого лайнера. Тут же отдается приказ — атаковать.

Три торпеды попадают в цель. Огромный транспорт затонул менее чем за час. На 60-метровую глубину вместе с почти всеми, кто был на борту — по официальным оценкам, 5 тысяч, по другим историческим выкладкам, более 9 тысяч человек — ушел огромный лайнер «Вильгельм Густлов».

Маринеско не знал, что уничтожил красу и гордость нацистского флота, его самый вместительный корабль, переоборудованный под учебную плавбазу немецких подводников. Позже это торпедирование назовут «атакой века» — за дерзость и за число погибших.

Споры о том, кто же Маринеско — герой или преступник, — не утихают до сих пор. Защитники командира С-13 настаивают: на «Густлове» была почти сотня экипажей для подлодок и десятки высокопоставленных военных, да и сам корабль шел под военным флагом. Критики обвиняют: большинство пассажиров — беженцы из Восточной Пруссии.

На кадрах хроники, конечно, не знаменитая «атака века». Дело в том, что и в Германии, и в Советском Союзе о затопление «Густлова» было не принято говорить. Ну, в Рейхе, понятно, не хотели шокирующей новостью подорвать и без того низкий дух нации, а в Советском Союзе о подвиге Маринеско не говорили из-за сложных отношений между скандальным капитаном и руководством флота.

Член экипажа С-13, Михаил Золотарёв: «У меня тоже все связано с числом 13. И даже на руке татуировка с этим числом».

Михаила Золотарёва сама судьба связала с числом 13. 12-летний юнга служил на знаменитой С-13, но в тот поход его не взяли. О том, что его лодка отправила ко дну «Вильгельм Густлов», он узнал даже не от команды — от гражданских. Про «атаку века» написали шведские газеты. Никто из экипажа С-13 о той операции особо не распространялся.

Член экипажа С-13, Михаил Золотарёв: «Нормальные моряки в те времена не были особо разговорчивыми. Не было слова „героизм“».

Маринеско мог рассчитывать на звание Героя Советского Союза. Командир С-13 получил только орден Красного Знамени. Как объяснили позже, это «награда за вычетом провинностей» — дело в том, что дисциплиной и соблюдением устава капитан никогда не отличался.

А сразу после окончания войны Маринеско и вовсе списали на берег, к тому же понизив в звании. На флот он так и не вернулся. Отправивший ко дну несколько немецких кораблей, он сам уходил ко дну рюмки.

Дочь Александра Маринеско, Татьяна, хорошо запомнить своего отца не успела. Когда всеми забытый и вычеркнутый из истории подводной войны на Балтике Маринеско умер в 63-м, его дочери было всего 9 лет. Теперь Татьяна — один из самых дотошных биографов удачливого подводника. Дома — мини-музей имени отца.

Известность пришла к Маринеско так же неожиданно, как в свое время неожиданно всплыла его С-13 позади огромного лайнера. В 90-м, вопреки всем правилам, Александру Маринеско присвоили звание Героя Советского Союза — посмертно. В Калининграде и Петербурге установлено несколько памятников легендарному капитану.