Огородами, огородами — в Варшаву

29.01.2008, 20:48

Видео программы «Сегодня»

Из-за ситуации на границу люди теперь добираются в столицу Польши объездными путями, сельскими дорогами. Но и по ним идут большегрузы.

Забастовка таможенников на польской границе идет на спад. По крайней мере об этом сегодня заявили в МВД Польши. В ведомстве уверяют: на работу вышли около половины бастующих.

Тем не менее за минувшие сутки очередь из фур в районе Бреста увеличилась на 15 километров, а разрешения на въезд в Белоруссию по-прежнему ждут тысячи автомобилей.

Акцию протеста таможенники начали в минувшую пятницу, требуя повышения зарплат и жалуясь на нехватку кадров. В ответ дальнобойщики заблокировали большинство дорог на востоке страны.

Корреспонденту НТВ Виктору Кузьмину удалось пересечь белорусско-польскую границу и с большим трудом добраться до столицы страны.

Отправляясь сегодня в Варшаву, водители легковых машин и пассажиры рисковали. Ведь никто на самом восточном рубеже Шенгенской зоны и Евросоюза не давал гарантии, что дорога будет комфортной. Ведь 60
километров пути нужно было проделать вдоль автофургонов.

На границе с польской стороны оформление документов проходит быстро. Таможня в лице одного сотрудника лишь спрашивает о конечной точке маршрута, не интересуясь, каков багаж и что в сумках.

Необычное начинается сразу же за КПП — колонна машин, растянувшаяся на десятки километров.

Иван Вольский, водитель: «Никакой помощи нам здесь никто не оказывает. Ни „гуманитарок“, ничего. Иногда здесь проезжают пожарные машины, ради чего я сам даже не знаю».

Два ряда на полосе предназначены для одной машины. Этой параллели нет конца. Польское радио через каждый час передает сводки с востока страны: очередь увеличилась на 15 километров, всего 65, стоят 2 тысячи 500 машин на белорусском направлении.

Евгений Житнев, водитель: «Топливо на исходе. Аккумуляторы разряжены у всех».

Они стоят здесь несколько дней. Кто третий, а кто и пятый. Воды нет, питаются тем, что успели захватить с собой на обратный путь. Можно купить и здесь, что необходимо, но в два раза дороже.

Местный житель почувствовал: время делать деньги. Пачка сигарет 10 злотых, или 3 евро. Стакан чая 3 злотых, или 1 евро.

Колонна кажется нескончаемой, но в определенной точке — вынужденная остановка. Десятки фур перегородили дорогу. Путь в Варшаву перекрыт.

Евгений Житнев, водитель: «Если мы еще немного постоим, говорят, этими блокировками здесь не закончится. Вроде как обещают что-то хуже, Бог его знает. А мы будем тогда принимать какие-то меры».

В Варшаву теперь добираются объездными путями, сельскими дорогами. Но и по ним идут большегрузы. Сегодня днем польское радио объявило: блокировка дорог в крупные города переносится еще на один день.

Правительство обещает договориться с таможней. Министр финансов в эфире национальных каналов говорит о достигнутых договоренностях, а местные телеканалы ведут перекличку со всех пограничных постов о победных соглашениях.

Средняя заработная плата польских таможенников не превышает 500 долларов. Водители, стоящие в очереди на границе, подчеркивают неподкупность местной таможни. Значит, протест обоснованный, если говорить о значительной разнице зарплат сотрудников таможни, к примеру, в Германии и Польше.

До Варшавы добираешься только к вечеру. Дороги на подступах открыты, но временно. Владельцы автопоездов уже заявляют не только об ответной акции протеста, а также об исках, которые намерены предъявить польской власти.

Читайте также