Героев «Женитьбы» поставили на коньки

18.01.2008, 14:07

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Александринском театре состоялась необычная премьера. Публике показали концептуально новую постановку давно и хорошо известной пьесы Н. В. Гоголя «Женитьба».

В Александринском театре состоялась необычная премьера в постановке Валерия Фокина. Публике показали концептуально новую постановку давно и хорошо известной пьесы Н. В. Гоголя «Женитьба».

Все, что драматург видел при жизни, ему решительно не нравилось. Но нынешний вариант спектакля классика непременно бы порадовал.

Премьерный спектакль внимательно смотрел корреспондент НТВ Павел Рыжков.

На глазах у изумленных хранителей произошло настоящее открытие. Перед премьерой «Женитьбы» в театральной библиотеке решили провести экспертизу одного любопытного экземпляра режиссерского сценария этой пьесы. Рукопись неоднократно видели специалисты, но только сейчас точно определили год появления текста. Это премьерный экземпляр «Женитьбы» 1842 года.

На первой странице обозначены фамилии актеров Александринки — Давыдов и Озоровский, — которые играли в конце XIX века. Они и сбивали с толку всех, кто был знаком с рукописью, а на второй можно прочитать другие полустертые фамилии.

Александр Чепуров, директор по научно-творческой деятельности Александринского театра: «Это премьерный экземпляр режиссерского сценария. Там даже есть имя актрисы Гусевой. А в 50-е годы она уже умерла».

Режиссерским (как его называют, закулисным) экземпляром пользовались весь XIX век вплоть до революции. Синим карандашом сделаны узнаваемые пометки помощника режиссера, некоего Полякова. Рукопись имеет некоторые отличия от опубликованного гоголевского текста, потому что автор отдал писарю первоначальный вариант и только потом были внесены правки.

Но самый знаменитый монолог с терзаниями Агафьи Тихоновны звучит без изменений: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича, я бы тогда тотчас же решилась».

Новая постановка «Женитьбы» в Александринке, конечно, продолжает традиции старых постановок. Но время и современный театр не могут обойтись без метафор. Тем более, что в гоголевской драматургии изначально был заложен двойной смысл.

Сам Гоголь никогда не был доволен постановками «Женитьбы». И в Александринке считают, что новое концептуальное решение спектакля Николаю Васильевичу обязательно бы понравилась.

Гоголевская комедия у Валерия Фокина приобретает невероятный темпоритм. Как только в мире не ставили «Женитьбу»! В одном сербском театре героев даже превращали в животных, а вот на коньках персонажи еще не скользили.

Чтобы научить всех актеров кататься, параллельно с репетициями давали тренировки. Зато возникает ощущение, что мизансцены выстраиваются сами собой. Главное, что все приемы оправдываются гоголевским текстом.

В Александринке историю о выборе шестерых женихов откровенно доводят до абсурда, придуманного автором. Комичности добавляют образы, найденные для других женихов. Один без ног, другой карлик и угловатая невеста. В такой компании у главного героя возникает еще больше сомнений.

Игорь Волков, исполнитель роли Подколёсина: «Перед этой проблемой стоят все мужчины. 90 процентов женившихся, наверное, пожалели, что не выпрыгнули из окна. А остальные надеются и так в одиночестве и умирают, не дождавшись жены».

Любопытно, что исполнитель роли Подколёсина Игорь Волков очень похож на Гоголя. Он уже играл Николая Васильевича в одном из спектаклей. А самого Николая Васильевича, как известно, многое роднило с главным героем пьесы. Гоголь испытывал страх перед женитьбой, и в конце жизни тоже пролежал на диване, уткнувшись лицом в стену.

Читайте также