Физкультуре прочат зачетное будущее

15.01.2008, 17:33

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В петербургских школах обсуждают новую идею — ввести систему «зачет-незачет» на уроках физкультуры. Сторонники и противники высказывают свое мнение.

У школьников закончились зимние каникулы, и дети вернулись за учебные парты и в спортивные залы. Физкультура всегда была одной из консервативных дисциплин. Но сейчас этот предмет в ожидании перемен.

В петербургских школах активно обсуждают, ставить ли оценки на занятиях по прежней системе или применить студенческий стандарт «зачет-незачет».

В плюсах и минусах новой идеи разбирался корреспондент НТВ Антон Давыдов.

За 40 лет — столько Андрей Николаевич работает в школе — мало что изменилось. Тот же челночный бег, подтягивание, отжимание. Те же нормативы и соответствующие им оценки.

Нынешние школьники в отличие от пап и мам справляются с заданиями не под ровный счет раз, два три четыре, а с большими трудностями. Здоровье у поколения «некст» (next) не то. Потому и требуют современные школяры, чтобы оценивали их мягче. Преподаватели соглашаются.

Андрей Полубодко, учитель физической культуры: «Можно сделать дифференцированный подход в образовательном процессе, но это должно быть на разных уровнях. Может в 1 и 2 классах не делать оценочное суждение, но к старшим детям надо подходить более дифференцированно».

Часть родителей и учеников предлагают не просто индивидуально подходить к выставлению оценок, но и вовсе их отменить. Взамен ввести студенческие «зачет-незачет». Методисты категорически против новшества. Для школы, считают они, этот вариант неприемлем.

Елена Попова, заведующая кабинетом физической культуры Санкт-Петербургской академии постдипломного образования, кандидат педагогических наук: «Наш президент сейчас говорит о повышении уровня физической культуры и общего состояния здоровья населения, наших учащихся. И говорить о том, что не надо оценивать физкультуру, не очень правильно. Потому что, как мы будем оценивать знания и практические навыки учащихся, не зная оценки?»

Володя заканчивает 11 класс. С физкультурой у него было плохо. Ситуация изменилась, когда в лицее решили поэкспериментировать.

Владимир Плигин, учащийся лицея №329: «У меня мало что получалось, но ввели новую систему „зачет-незачет“, которая включает в себя оценку три, четыре и пять. Что в общем-то очень хорошо».

Реформирование далось нелегко. Коллеги из других школ восприняли идею негативно. Коллектив не оценил нововведение да и школьники не сразу поняли что к чему.

Марина Василенко, заместитель директора лицея №329 по учебно-воспитательной работе в старших классах: «Мы столкнулись с тем, что зачет вызывал пренебрежение, но нам удалось переломить эту ситуацию. То есть сейчас ребята знают: чтобы получить зачет, надо регулярно ходить на уроки, нужно показывать рост результатов. Сейчас проблем с выставлением зачета нет и мы считаем, что эта система работает».

Рост результатов и индивидуальный подход к каждому ученику дадут желаемый результат и при балльной системе, уверены специалисты. Вопрос в том, будет ли подход объективным. Кроме того, не стоит забывать о вечном: почему ему пять, а мне три?

Чтобы объяснить принципиальное отличие между балльной и зачетной системой, можно привести простой пример. Два ученика выполняют упражнение на подтягивание. Один из них еле-еле подтягивается два раза, другой сделает это раз семь. Но оба они получат зачет, потому что стараются. И самое главное: конфликта между ними не будет.

Как в дальнейшем будут оценивать учеников по физкультуре, зависит от методистов при министерстве. Но, пойдя на уступки, нельзя забывать о том, что аппетит приходит во время еды.