Красный Граф русской литературы

10.01.2008, 13:40

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербурге отмечают 125-летие со дня рождения Алексея Толстого. На берегах Невы писатель участвовал в поэтических вечерах и делал свои первые шаги в литературе.

Сегодня исполняется 125 лет со дня рождения Алексея Толстого. Писатель пережил эмиграцию, две Сталинские премии и фронтовые очерки о Великой Отечественной войне. Это наиболее известные факты из жизни автора романов «Хождения по мукам» и «Аэлиты».

Однако мало кто знает, что писать он начал после встречи с цыганкой. О других любопытных эпизодах из биографии писателя — в репортаже НТВ.

Он мечтал стать химиком, но творческая натура оказались сильнее. Писательская карьера Алексея Толстого началась с небольшого сборника стихов. Это была эпоха Серебряного века и шумных вечеров в подвале «Бродячей cобаки».

Толстой стал одним из основателей и идеологов клуба. Здесь молодой граф частенько эпатировал публику и прекрасно вписывался в скандальный образ заведения.

Однажды Алексей Толстой, будучи изрядно навеселе, действительно надел наизнанку свою меховую шубу, ползал по подвалу на четвереньках, распевал собачий гимн, гавкал и хватал дам за ноги. Такое поведение вызвало явное неодобрение со стороны гостей клуба и больше подобные шалости не повторялись.

С началом первой мировой войны «Собака» закрылась. Алексей Толстой эмигрировал с семьей во Францию. Иностранных языков он не знал, и знать не хотел. Как настоящий патриот продолжал писать для русских.

В 1923 году, несмотря на то, что к тому времени уже расстреляли Николая Гумилёва, Толстой без копейки вернулся в Россию. Тогда с ним произошла любопытная история.

Михаил Толстой, внук писателя: «Послали Алексея Толстого за молоком. Вообще, он был достаточно нехозяйственный. Но это поручение могли дать. Дали ему полтинник денег и послали купить молока и булки. Он вышел на улицу, на Ждановку, а по дороге ему попалась цыганка.

Говорит, дай погадаю. И Алексей Толстой ей отдал пятьдесят копеек. И она ему нагадала: „Ты, барин молодой, будешь богатым и знаменитым писателем“. И он довольный вернулся домой без булки и без молока. И сел за стол писать».

После этого он написал «Аэлиту», «Гиперболоид инженера Гарина» и действительно стал знаменитым. Его художественное воображение шло впереди здравого смысла и ломало всяческое представление о том, что можно, а чего нельзя.

Михаил Толстой, внук писателя: «Мой отец был студентом физического факультета. И он сказал отцу, что гиперболоид не может создать параллельного луча света. Параллельный луч может создать только параболоид. Надо бы назвать книгу „Параболоид инженера Гарина“. Алексей Толстой подумал: „Дурак, ничего не понимаешь в литературе“. И оставил слово гиперболоид. Все-таки гипер звучит значительно лучше, чем пара».

Встав на ноги, Толстой начал устраивать у себя вечера. Вскоре его дом в Царском селе стал центром постоянных встреч петербургской интеллигенции — своеобразная аналогия «Бродячей cобаки».

Здесь в период голода и бедности можно было и наесться, и напиться. Перед своими гостями хозяин не мелочился. Однако многие его не любили. Аристократия — за то, что он не был расстрелян вместе со всеми, а коммунисты — за дворянское происхождение. Отсюда и прозвище — Красный Граф.

Толстой оказался любимчиком Сталина и стал образцовым советским писателем. Он мог писать все: от исторического эпоса «Пётр I» до детской сказки «Буратино».

Михаил Толстой, внук писателя: «За массивным столом из красного дерева писался „Буратино“. Вскоре после этого появилась фотография, на которой дедушка сидит вместе в моим дядей за этим самым столом. Интересная деталь: сейчас в столе сделана вставка, потому что кусок дерева выломали. Я думаю, что из этого куска был сделан нос для Буратино. Да, Алексей Толстой очень тщательно относился к деталям».

Вероятно, такие детали вскоре сможет разглядеть каждый. Толстовский дом в Царском селе планируют отреставрировать и превратить в музей русской культуры межвоенного периода. Если это получится, туда переедут многие вещи писателя, включая и библиотеку, и этот легендарный стол.

Читайте также