Признание в любви и сломанные пальцы

08.01.2008, 12:34

Видео программы «Сегодня»

Среди разнообразия танцев народов Кавказа он занимает особое место

Этот танец — визитная карточка кавказских народов. Названия могут быть разными, но значение одно — признание в любви. Сотни лет складывались традиции исполнения. На какие жертвы ради искусства идут джигиты в Северной Осетии, узнал корреспондент НТВ Руслан Гусаров.

Среди разнообразия танцев народов Кавказа он занимает особое место. В Осетии его называют танец приглашения. С древних времен этот танец был едва ли не единственным для сурового горского общества способом, при помощи которого джигит мог обратить на себя внимание понравившейся ему девушки.

Махарбек Плиев, руководитель заслуженного народного ансамбля танца «Иристон»: «На коленях на Кавказе перед женщинами никогда не стояли, а вот на пальцах — это с удовольствием. На пальцах весь танец, чтобы мы поняли, что он не равнодушно дышит к ней».

Практически весь грациозный танец мужчина двигается на пальцах ног . так он показывает свою удаль, стать и силу воли.

Даже просто стоять на пальцах ног очень трудно и непросто. Но настоящие профессионалы могут протанцевать так более четырех минут и при этом боли своей не покажут.

Хетаг Паллагов, солист заслуженного ансамбля народного танца «Иристон»: «Когда ты танцуешь на пальцах, то ты не можешь показывать, что тебе больно. Надо мимикой скрывать свою боль».

Заслуженному артисту России Нодару Плиеву под шестьдесят. Он признанный мастер кавказской фольклорной лезгинки. Исполнение на пальцах ног — визитная карточка Плиева в течение всех 40-летней карьеры танцора. Плата за любимое дело — многократно сорванные ногти и боль в пальцах ног, с которой Нодар уже давно сроднился.

Нодар Плиев, заслуженный артист России: «Иногда до такой степени больно бывает, что если мимо человек проходит, то ты инстинктивно убираешь ногу. Боишься, что он тебя заденет. А тебе надо сейчас через секунду выйти на сцену и на носках танцевать. Как это? Сознание иногда человек терял. Такие моменты бывали».

Кавказские джигиты танцуют в старинных сапогах — ичигах, сделанных из мягкой и эластичной кожи. Чтобы хоть как-то уменьшить боль в суставах пальцев, танцоры подкладывают в ичиги кусочки ваты. Процесс одевания ичигов требует немалой сноровки и терпения. Но что не сделаешь ради искусства.

Нодар Плиев, заслуженный артист России: «Медведь тоже танцует, но за конфету он танцует. Он не понимает в этом ничего. А в этом танце — душа. Душа любого народа».

Кавказского горца трудно представить без страстной зажигательной лезгинки. Не отстают и горянки. Они еще фору могут дать джигитам. И все же именно парный танец-приглашение, который у разных народов Кавказа может исполняться по-своему, по-прежнему остается классикой народной танцевальной культуры и отличным способом признания в любви.

Читайте также