Древнерусские доспехи от оружейника XXI века

04.01.2008, 10:48

Видео программы «Сегодня»

Слесарь-инструментальщик из Пензы воссоздает экипировку славянских воинов XIII-XVI веков.

Экипировка славянских воинов в исполнении современного мастера. Слесарь-инструментальщик из Пензы воссоздает доспехи XIII-XVI веков. Он работает с таким знанием дела, что его произведения не отличить от экспонатов краеведческого музея.

В чем секрет пензенского оружейника, выяснил корреспондент НТВ Виталий Калугин.

В краеведческом музее Пензы Андрей Давыдов постоянный посетитель. У экспозиции слесарь-инструментальщик до мельчайших деталей изучает доспехи древнерусского воина. Очередная находка археологов порядком озадачила исследователя.

Андрей Давыдов, оружейник: «Оказывается, нужно было успеть нагреть и вставить кольцо в полотно. Причем специально нагреть его до сварочного состояния, чем-то успеть обжать, отформовать и сварить».

Современный способ сварки VII веков назад явно не применялся. А другой технологии профессиональный литейщик так и не нашел. Не разгадав секрета, Давыдов порвал проект своей кандидатской диссертации по оружию. Теперь он ищет старинные рецепты тех лет и аргументы историков не принимает.

Геннадий Белорыбкин, доктор исторических наук,археолог: «Я ему говорю, что мы нашли доспехи, которые были сделаны так-то. А он требует показать, иначе не верит. И потом смотрит и говорит, что по-другому считает».

В своей квартире оружейник оборудовал мастерскую. От современных инструментов отказался сразу — оставил набор кусачек, наковальню и молоток. По научным книгам Давыдов шаг за шагом копирует работу древних мастеров, кропотливо выбивая на металлических пластинах замысловатые узоры.

Андрей Давыдов: «Определенными ударами накладывается материал. Я не знаю, прав ли я или нет, посоветоваться-то мне не с кем. Но в принципе нужно разбить кусок в „ласточкин хвост“ для того, чтобы потом впоследствии можно было забить проволоку».

По репродукциям оружейник воссоздал шлем и вырубил зубилом фрагмент доспехов с чеканкой. Из отходов промышленной стали выковал несколько тысяч колец. Боевую экипировку воина завершает кожаный колчан. Гарнитура уже готова, осталось только собрать.

Венец творения мастера — юшман XVI века. Из-за пластин на груди и спине он гораздо сложней, чем кольчуга — 20 тысяч стальных колец весом в 14 килограммов. В боевом положении воротник юшмана застегивается наглухо.

На изготовление юшмана мастер потратил пять лет. Устав от железа, оружейник перешел на дерево и выстрогал небольшим рубанком две дюжины боевых стрел. У точной копии стрелы образца XV века — костяной наконечник и настоящее гусиное перо.

Андрей Давыдов: «Эта вещица заточена в бритву, я даже палец порезал, когда ее реконструировал. Эта стрела и сбреет, и руку отрубит. Есть наконечники и другого класса, тоже бронебойные».

К своему увлечению мастер приобщил пятилетнего сына. Теперь они вместе изучают чертежи и делают заготовки из гипса.

Для точной копии ремня XIII века потребовались медь и толстая кожа. Именно такие пояса носила знать: князья и бояре.

В скором времени слесарь-инструментальщик приступит к осуществлению давней мечты: по старинным чертежам он планирует выковать настоящие царские доспехи со стальным мечом, нагрудниками и подкладкой из бархата. Для этого оружейнику придется изготовить полторы тысячи пластин с позолотой.

Читайте также