55 тысяч рублей. Именно во столько, по неожиданному признанию вице-президента «АвтоВАЗа», обходится заводу самая народная машина Lada Granta. Другими словами, каждый мог бы купить новенькую машину за сравнительно небольшие деньги, если б не акциз, маржа, налоги и торговая накрутка. Но в автоконцерне поспешили все опровергнуть: мол, журналисты опять неправильно поняли.
Игорь Моржаретто, автоэксперт: «Если бы он стоил 55 тысяч, а продавался за 269, я думаю, никто бы не занимался продажей наркотиков, никто бы не занимался продажей оружия, забыли бы, что такое проституция и все бы кинули деньги в автопром!»
Современный автомобиль это обработанный коктейль из металла, стекла, пластика, ткани, резины и кожи. Узнаем, сколько стоят отдельные ингредиенты, например, железо. По технологии в одном российском легковом автомобиле порядка 3% необработанного железа. Один килограмм его на рынке стоит 5 рублей. Элементарная математика: получается, что 300 килограммов обойдется всего в полторы тысячи.
Стоимость материала на заводе, разумеется, не назовут коммерческая тайна. Но вот обычный интернет сайт с самой обычной ценой на металл всё сходится. Пока же президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон примеряет на себя роль экскурсовода и, кажется, буквально на пальцах пытается доказать, что 55 тысяч рублей это выдумка нерадивых журналистов.
Бу Андерссон, глава «АвтоВАЗа»: «Возьмем, например, изоляцию,
Потом он покажет иностранные комплектующие.
Бу Андерссон, глава «АвтоВАЗа»: «Это модуль кондиционера люди много жаловались на вентиляцию и кондиционирование. Сейчас у нас одна из лучших систем в мире».
С этим радостным утверждением, похоже, согласны не все.
Юрий Целиков, член совета ветеранов «АвтоВАЗа»: «Бу Андерссон, которого у нас на заводе называют сказочник, он очень здорово рассказывает сказки».
Что же касается цены, то в автосервисах говорят, что себестоимость Lada Granta составляет 160 тысяч.
Игорь Моржаретто, автоэксперт: «Цена комплектующих составляет порядка 60%. Даже если вы попытаетесь найти в рознице движок, все равно меньше, чем за 50 тысяч рублей вы его не найдете. Новый для завода стоит 30 тысяч. Это самая дорогая часть».
Пожалуй, пришло время спросить и господина Андерссона о самом главном: можно ли назвать наш ВАЗ самым зарабатывающим брендом в мире? Он улыбнется, а потом на чистом русском скажет.
Бу Андерссон, глава АвтоВАЗа: «Это неправда!»
И только для «Центрального телевидения» назовет цифры, которые все так ждали.
Бу Андерссон, глава АвтоВАЗа: «У нас сегодня маржинальная прибыль от 25% до 27%, а это же цена продаж минус цена производства».
Это, конечно, не 300 тысяч, но, судя по всему, на дешевых авто нам поездить так и не удастся. А газетная утка про «55 тысяч рублей», так и останется несбыточной, пусть и такой заманчивой мечтой.