Всевидящее око послужит на благо россиян

27.12.2007, 22:57

Видео программы «Сегодня»

В Москве начали продавать первый спутниковый навигатор, работающий по ГЛОНАСС. Раньше ею пользовались только военные и спасатели, теперь же доступ открыли всем желающим.

Важная новость для автомобилистов. Сегодня в Москве начали продавать первый спутниковый навигатор, работающий по ГЛОНАСС (Российской глобальной спутниковой системе). Раньше ею пользовались только военные и спасатели, теперь же доступ открыли всем желающим.

Вообще, спутниковые навигаторы давно уже не экзотика. Ими пользуются и туристы, и водители, и родители. Но пока все эти приборы ориентируются по американской системе GPS — их даже называют джипиэсками.

Корреспондент НТВ Сергей Малозёмов протестировал российскую новинку и оценил ее конкурентные перспективы.

И монитор, и процессор у создателя «навигатора» Александра Четыркина корейские. Он объясняет: российских аналогов у этих деталей просто нет. Так что отечественная лишь сборка и навигационная плата.

Александр показывает: чтобы прибор определил координаты, нужна прямая видимость минимум на три спутника. Если вы движетесь, то на четыре. Когда на рубеже 70–80-х ГЛОНАСС начинали строить, то выяснили: для покрытия всей земли надо 24 спутника. К 1995 году все их запустили, но со временем аппараты ломались, а на новые денег не было.

В итоге покрытие стало дырявым. В последние годы его начали восстанавливать. Сейчас в рабочем состоянии 13 спутников, и они покрывают пока даже не всю Россию.

На карте видно, что красных, российских спутников, над нами меньше, чем американских. Но отечественному навигатору это неважно, так как он видит и те, и другие.

Александр Болотов, коммерческий директор сети магазинов электроники: «К сожалению, вернее, уже, наверное, к счастью, народ как-то заранее узнал о том, что они у нас появятся. У нас оборвали все телефоны и мы все продали. На сегодняшний момент в магазинах находятся только демонстрационные образцы».

Автоэкспрет Константин Сорокин лично протестировал десятки навигаторов. Он не уверен, что ГЛОНАСС быстро завоюет рынок, ведь GPS работают хорошо, и все к нему привыкли.

Но в Роскосмосе отвечают: а вдруг американцы, как было во время иракской войны, внесут искусственную погрешность? Обычный GPS-навигатор откажет. А такой, как этот, нет.

Анатолий Шилов, начальник Управления автоматических космических комплексов и систем управления Роскосмоса: «Это просто невозможно, чтобы Россия с Соединенными Штатами договорились и синхронно изменили точность двух систем. Поэтому, если что-то случается с одной, то в качестве гарантии вторая система выступает, и наоборот».

Но проблема, решения которой не видно, это стоимость. С китайцами конкурировать сложно, и отечественные приборы выходят дороже. Пользоваться ГЛОНАСС, скорее всего, обяжут госструктуры. В аэропорту Внуково уже объявили, что оснастят наземные службы, причем систему вставят и в самолеты. Первыми стали ТУ-154 «Атлан Союза» и «Ютейра».

Михаил Буланов, заместитель генерального директора авиаремонтного завода: «Это важнее материальных затрат авиакомпании. Здесь в первую очередь нужно понимать и поддерживать оборудование российского производства».

В общем и целом впечатления от тест-драйва остались хорошие. Новый навигатор быстрее определяет координаты, чем обычный GPS, и не сбивается в плотной застройке.

В скором будущем на небе появятся еще и европейские спутники «Галилео», и китайские «Компас». Так что надежность работы таких совмещенных приборов станет еще выше, если, конечно, сотрудничество между разными системами не будет остановлено по военным или политическим причинам.

Читайте также