Кровавый финал пакистанской избирательной кампании

27.12.2007, 20:19

Видео программы «Сегодня»

Лидер оппозиционной народной партии, экс-премьер Беназир Бхутто погибла от рук террориста-смертника. Расстреляв ее машину, он взорвал себя и убил еще два десятка человек.

Сегодня весь мир увидел кровавый финал пакистанской избирательной кампании. Лидер оппозиционной народной партии, экс-премьер Беназир Бхутто погибла от рук террориста-смертника. Расстреляв ее машину, он взорвал себя и убил еще два десятка человек.

Все произошло на предвыборном митинге в городе Равалпинди. Бхутто уже закончила выступать и покидала парк, где собрались ее сторонники.

О том, что покушения возможны, знали все. Два месяца назад, когда Бхутто вернулась в Пакистан из изгнания, террористы уже атаковали ее кортеж. Тогда погибло около 130 человек. Однако никакой особой осторожности экс-премьер не проявляла.

Корреспондент НТВ Павел Матвеев следит за происходящим.

Предвыборный митинг в городском парке Равалпинди закончился, и Беназир Бхутто покидала место событий на автомобиле. Но главные события, как выяснилось, были впереди. Сначала раздались выстрелы, затем взрыв.

По словам очевидцев, террорист-смертник выпустил в Бхутто две пули. Когда он увидел, что попал, то подорвал себя, взяв с собой на тот свет, по разным данным, еще от 16 до 20 человек.

Беназир отвезли в больницу, моментально положили на хирургический стол, но операция не помогла. На лидере оппозиции, как в свое время на Индире Ганди, не было бронежилета — пули попали ей в грудь и шею. Бхутто умерла не приходя в сознание.

Первый звонок для Бхутто прозвенел, а точнее прогремел, в ночь на 19 октября, когда террористам едва не удалось то, что удалось сегодня. Два взрыва раздались на пути следования кортежа Бхутто, вернувшейся в страну после восьмилетнего изгнания.

Возможность вернуться первая женщина-премьер в истории мусульманского мира получила после того, как президент Мушарраф подписал указ о национальном согласии и гарантировал, что ее не будут преследовать.

Говорят, это было частью сделки с оппозицией перед президентскими выборами, которые Мушарраф выиграл. Но Бхутто сразу засобиралась на родину, хотя знала, что отнюдь не все ей будут там рады.

Беназир Бхутто: «Зарубежные друзья меня предупредили, что готовится теракт. Даже дали телефоны банд, которые его планировали. Одна связана с „Аль-Каидой“, другая — с талибами. Я написала президенту Мушаррафу письмо, где все рассказала. Так что власти были в курсе».

За октябрьским терактом, была уверена Бхутто, стояла команда Зия-уль-Хака. В 1977 он пришел к власти, сместив с поста отца Беназир, первого всенародно избранного премьера Пакистана. В 1979 Зульфикара Али Бхутто повесили. Беназир же пять лет провела под домашним арестом, а затем скрывалась в Англии.

После смерти самого Зия-уль-Хака Беназир дважды становилась премьер-министром, но и в Британию ей пришлось эмигрировать второй раз — в 1996, когда уже экс-премьера обвиняли в коррупции. В спокойном Лондоне ей не сиделось, и оба раза Бхутто возвращалась продолжать политическую борьбу.

В этом октябре она приехала в Пакистан участвовать в январских парламентских выборах. Ее третьего пришествия во власть не хотели слишком многие.

Отдадим Беназир Бхутто должное — вне зависимости от политических симпатий, эта женщина была бесконечно и безрассудно мужественна. Такое редко, но случается. Политика для нее была не методом удовлетворения амбиций и не погоней за деньгами. Политика была для нее делом жизни, а в таких случаях жизнью часто приходится жертвовать.

Убийство Бхутто серьезно усложняет и ухудшает обстановку на Ближнем Востоке — в этом единодушны все комментаторы.

Одним из первых отреагировал всегда поддерживавший Бхутто Вашингтон. Там заявили, что решительно осуждают это преступление.

В таком же духе высказался российский МИД. «Надеемся, что руководству Пакистана удастся принять меры для обеспечения стабильности» — заявил официальный представитель ведомства.

Дурные предчувствия немедленно отразились на биржах. После сообщений из Пакистана нефть мгновенно подорожала, а американские фьючерсы скакнули вниз.

Дальнейшее будет зависеть от того, что произойдет в Пакистане дальше: кто возьмет на себя ответственность за убийство и кого обвинит общественное мнение.

Георгий Мирский, доктор исторических наук, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН:«Я не верю, чтобы сам президент Мушарраф дал этот приказ. Если это убийство совершили спецслужбы, то для того, чтобы предотвратить раскрытие их собственных преступлений. Это могло бы привести к тому, что Беназир победила бы на выборах и стала премьером. Таков первый вариант.

Согласно второму, теракт совершили исламисты, чтобы дестабилизировать ситуацию и убить сразу двух зайцев: устранить ее и скомпрометировать Мушаррафа. Ведь миллионы людей до конца его жизни будут показывать на него пальцем и говорить „Вот убийца!“».

Последним российским тележурналистом, встречавшимся с Бхутто, был спецкор НТВ Вадим Такменёв. В марте этого года он интервьюировал экс-премьера для программы «Профессия — репортер».

За годы скитаний Беназир Бхутто почти не изменилась, разве только немного поправилась от любимого шоколада и свободного распорядка дня. Уже полдень, а она только что проснулась, сделала традиционный звонок в Пакистан, пробежалась по газетным страницам и поиграла с любимым котом.

Беназир Бхутто: «Это самый капризный член нашей семьи. Она ласкается только по утрам, когда я читаю газеты, а так даже погладить себя не дает».

Всем, что сейчас делает в Пакистане оппозиция, она руководит отсюда. Домашняя прислуга — это на самом деле соратники по партии. Беназир не любит надолго оставаться одна.

Беназир Бхутто: «За эти 8 лет я поменяла 4 дома. Все время кажется, что переедешь в новый дом, и там будет лучше. Но на самом деле я хочу иметь только один дом — в Пакистане. Я вернусь туда, чего бы мне это ни стоило».

За все эти годы борьбы она потеряла не только отца, но и двух своих братьев. Поэтому семейные фотографии в этом доме теперь самые ценные.

Беназир Бхутто: «На фотографии мы изображены все вместе и очень счастливы: мой отец, моя мама, мой брат, которого убили, и я в углу».

Ее спальня и рабочий кабинет расположены на втором этаже. Бывает, она отменяет все встречи и запирается там на несколько часов. Никто не должен знать, что Железная леди тоже плачет.

Беназир Бхутто: «Конечно, бывают времена, когда я плачу. Но у меня сразу возникает ощущение, что я становлюсь более слабой».

Через пару месяцев она должна вернуться в Пакистан. Есть два варианта: или арестуют, или станет президентом.

В реальности был, к сожалению, и третий вариант.

Читайте также