Великое транспортное стояние

21.12.2007, 11:18

Видео программы «Сегодня»

На латвийско-российской границе в очереди стоят больше двух тысяч автомобилей.

После вхождения в Шенгенскую зону у Латвии все же остается одна крупная проблема, связанная с пограничными режимами. Сегодня на латвийско-российской границе в очереди стоят больше двух тысяч автомобилей.

Тяжелые грузовики ждут разрешения на проезд. Пробка растет буквально с каждым часом — в предновогодние дни в российском направлении идет все больше товаров.

Репортаж корреспондента Константина Юрьева специально для НТВ.

Великое транспортное стояние на латвийско-российской границе приобрело хронический характер с августа прошлого года. Одной из причин этого стали увеличившиеся транзитные пошлины, введенные белорусской стороной. Из экономии автоперевозчики были вынуждены переориентироваться на Латвию.

В конце прошлого года вдоль дороге, ведущей к границе, появились биотуалеты — по одному на километр. Этим забота о людях и ограничилась.

«Еще сделали бар, можно покушать, спасибо им за это. Но помыться тоже хочется. Хоть бы поставили какой-нибудь душ, пусть привозной, мы заплатим. Мы ведь тоже люди», — жалуется водитель.

Каждые три часа гигантский караван приходит в движение. Проехав очередные 50 метров, очередь снова замирает. Чтобы не потерять свое место в колонне, водители вынуждены быть начеку практически круглосуточно.

Головной боли властям добавляют коррупционные скандалы, то и дело возникающие на восточных рубежах Латвии. На одном из КПП в свое время были задержаны особо предприимчивые сотрудники погранохраны, предлагавшие водителям за отдельную плату пересечь границу в обход очереди и закона. На данный момент все виновные наказаны, но ситуация от этого не изменилась.

Гунар Даболиньш, начальник государственной пограничной охраны Латвии: «Она не будет меняться, она будет только усложняться по той простой причине, что наступают новогодние праздники. А все предприниматели хотят выполнить свои обещания, заключенные договора так, чтобы не получать штрафы, и соответственно доставить грузы в Россию».

Тема очередей на границе была затронута и во время недавнего визита в Ригу руководителя российского МИДа Сергея Лаврова. Глава внешнеполитического ведомства в качестве одного из рецептов решения проблемы посоветовал активнее задействовать российскую транспортную инфраструктуру, перенаправив часть грузов морскими путями и по железной дороге.

Еще один вариант оптимизации транспортных потоков — это введение предварительного декларирования. Подобная практика уже успешно действует на российско-финской границе. Но пока максимум, которого удалось добиться в Терехове и Гребневе, — это «зеленый коридор» для скоропортящихся товаров.

Водители, занявшие очередь в конце колонны, смогут въехать в Россию, в лучшем случае, через четверо суток. Отсюда до границы около 30 километров пути и сотни большегрузных автомобилей, стоящих в огромной пробке.