Чтобы не сойти c ума, они писали стихи

15.12.2007, 20:21

Видео программы «Сегодня»

В Англии издан сборник стихов непрофессиональных поэтов — узников Гуантанамо.

В Англии издан сборник стихов непрофессиональных поэтов. Если бы их объединяло лишь это, книга едва ли пользовалась бы спросом. Но у авторов есть и еще кое-что общее — тюрьма Гуантанамо, где все они «мотают» или «мотали» срок.

С поэтической точки зрения, оценивать там, конечно нечего — так, вариации на тему «Сижу за решеткой в темнице сырой», вернее сухой. Но вот с точки зрения психологии, и даже фактологии, корреспондент НТВ Евгений Ксензенко свидетельствует: это примечательная книга.

Британец Моаззам Бэг провел в заключении три года. Его отпустили из Гуантанамо, так и не предъявив обвинений.

Моаззам Бэг, поэт, один из авторов книги: «Конец свободе, время вышло. Слез в чаше горя много слишком. Дом — это клетка, а клетка — сталь, и ничего мне теперь не жаль».

Моаззам стал писать, чтобы не сойти с ума от отчаяния. Все авторы мусульмане, которых арестовали по подозрению в терроризме. В книге 22 стихотворения, каждое из них — это обвинение и исповедь заключенного одновременно.

Моаззам Бэг, поэт, один из авторов книги: «Я хотел рассказать охране и американским властям о тех преступлениях, которые они совершили против меня и других узников Гуантанамо. Так я написал свое первое стихотворение».

Они все — поэты-любители. Начали писать только в тюрьме, причем заключенные шли на разные ухищрения, чтобы передать свои мысли и чувства.

Некоторые стихотворения были написаны на одноразовом стаканчике, таком, как этот. Автор ногтями нацарапал текст. Бумагу и ручку в тюрьме поначалу давали только на полчаса. Для творчества — явно недостаточно.

Стаканчики передавали из камеры в камеру. О тюремной поэзии первыми узнали адвокаты заключенных. Юрист Марк Фалков, автор идеи книги, он называет стихи голосами узников, а базу в Гуантанама — черной дырой, из которой выбраться практически невозможно.

Марк Фалкоф, юрист, автор идеи книги: «Все должны понять, что эти люди не безжалостные убийцы, худшие из худших, как это было обставлено. Этих людей не взяли на поле боя при попытке убить американских солдат. Лишь 5% из задержанных в суде, по официальным документам, были захвачены во время боя».

Каждое стихотворение просмотрели американские военные. Многие стихи были уничтожены или конфискованы. Американцы опасались, что заключенные отправят зашифрованное сообщение на волю. Поэтому сотни стихотворений отбывают наказание в Гуантанама вместе с авторами, их не разрешают публиковать.

Камилла Гелбарт, представитель правозащитной организации: «К сожалению, американские чиновники пытаются всячески препятствовать тому, чтобы эти стихи вышли в свет. Нам удалось опубликовать лишь несколько, очень малую часть. Но самое смешное, это формулировка американских властей: мол, стихи представляют собой угрозу национальной безопасности США».

Сколько всего поэтов в Гуантанамо, сказать сложно. По словам адвокатов, многие пишут стихи. Творчество этих заключенных сравнивают с поэзией узников ГУЛАГа и фашистских лагерей. Из 22 авторов книги еще 12 остаются в тюрьме уже больше пяти лет.

Читайте также