Петербург не может «пристроить» Чайковского

14.12.2007, 15:20

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Двадцать лет исполнилось с того момента, как в Ленинграде возникла идея поставить памятник великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому. Монумент не поставили до сих пор.

Двадцать лет исполнилось с того момента, как в Ленинграде возникла идея поставить памятник великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому.

В конце 80-х провели конкурс и даже выбрали проекты-победители. Кто занял призовые места и что помешало реализовать творческую идею об установке монумента, рассказывает корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Скульптор Ян Нейман не доставал заветную гипсовую модель много лет. 20 лет назад 47 петербургских ваятелей включились в работу по созданию памятника Чайковскому. В 1987 году вышло постановление Совета министров СССР о проведении конкурса на памятник русскому композитору в Ленинграде. То, как проходил первый тур, Нейман помнит до сих пор.

Ян Нейман, скульптор: «Некая ангажированность, судя по всему, была. При всем моем глубочайшем уважении к Михаилу Константиновичу Аникушину, слово плохого не скажу и камню не брошу, но результат у многих вызвал сомнения».

Первую премию получил Михаил Аникушин. Его работа хранится в музее городской скульптуры. Сделанный в экспрессионистической манере, этот эскиз несколько удивил специалистов.

Вера Рытикова, главный хранитель музея городской скульптуры: «Когда мы говорим о монументальной скульптуре, предполагается четкий выразительный силуэт, обобщенная форма. С этой точки зрения мне больше нравится работа Василия Гавриловича Стамова».

Чайковский Стамова, вылепленный с музой вдохновения, получил лишь третье место, которое разделила с ним скульптура Марии Литовченко. Второе заняла работа Левона Лазарева. Но конкурс провалился.

Его главной ошибкой оказалось то, что скульпторам предложили самостоятельно выбрать место установки будущего памятника. Жаркие дискуссии на эту тему чуть не перевесили значимость самого проекта. Своего Чайковского Аникушин хотел поставить у входа в Мариинский театр.

Олег Харченко, председатель комитета по градостроительству и архитектуре администрации Санкт-Петербурга 1991–2004 гг. : «Но там надо было и с трамваем решать вопрос, и с парковками. Казалось бы, живет себе кусок города и что в него вмешиваться? Поэтому власти в то время и на это смотрели».

Олег Харченко в конце 80-х в качестве заместителя председателя комитета по архитектуре отсмотрел все заявленные места. В том числе, предложенный участником конкурса Альбертом Чаркиным участок на Невском проспекте у Аничкова дворца.

Ректор Академии художеств и сегодня не отказывается от своей идеи. Он считает, что если по какой-то причине не будет построена новая сцена Мариинки, то это место идеально подойдет для памятника автору «Лебединого озера».

Альберт Чаркин, ректор Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина: «Я слышал такое мнение и мне эта мысль понравилась, потому что тогда там возможно сделать специальный парк, посвященный творчеству Петра Ильича. И это было бы очень интересно».

Ян Нейман был тогда одним из самых молодых участников конкурса и видел своего бронзового Чайковского ни много ни мало в Летнем саду. В запаснике музея скульптурные портреты, несмотря на звания создателей и степень полученных наград, сегодня стоят на одной полке. Рядом — бронзовый Ленин, словно показывающий, что творцы пошли не той дорогой.

После первого тура жюри приняло решение ни один из проектов не рекомендовать к реализации. Второй тур в 1994 году так и не состоялся. Но город увековечил память о Чайковском: скульптор Борис Пленкин не участвовал в состязании, однако его проект был осуществлен.

Уже после проведения конкурса в дар городу был предложен бронзовый бюст композитора. По мнению многих чиновников, таким образом вопрос был закрыт. Бюст установили в Таврическом саду рядом с улицей Чайковского, но эта скульптура так и не решила главную проблему — установки настоящего памятника.

Читайте также